Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и
поделитесь своими впечатлениями.
Исходный текст
1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову —
туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе
венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась
серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по
часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по
берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело
останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи,
отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке
зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было
боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова.
7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и
алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом.
10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим
берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать
черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или
вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и
колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче
сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы
холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье —
пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают
к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на
который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с
высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге,
полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за
собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой,
растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не смешное, а потешное, вот и хохочет.
22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого
стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки.
23)И не так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В
защиту природы…»
24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю
полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
25)— Что же ты смеешься, мальчик?!
26)— Хво… хво… хвостик!
27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно,
жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не
прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и
засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете,
догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Б)Варианты ответов(«Интересный текст…», «заставляет задуматься о серьезных во жалко
зверушку..» )
Анализ текста
1.Сформулируйте проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Какие средства выразительности определить позицию автора?
4.Что думаете вы по сформулированной проблеме?
5.Напишите сочинение – миниатюру, о том ,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький
рассказ большого писателя.
2. Рассказы и странные истории, услышанные Васей ему в жизни.
3. Внезапно обрушившийся на землю ливень застал ребят врасплох.
4. Черная туча, надвигающаяся с запада, заставила путников искать укрытия.
5. Утомленные дорогой, они мечтали об отдыхе.
6. Насквозь промокшие путешественники спрятались от дождя под кроной векового дуба.
7. Среди великих полководцев, прославивших Россию, учебники называют Суворова.
8. Капитан выставил у окопов передвижные крепости, состоящие из деревянных щитов.
9. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени.
10. Передо мною тянулось ночною бурей взволнованное море.
11. Глубоко оскорбленная, она вышла из комнаты и расплакалась.
12. Контрольная работа, назначенная на 20 марта, переносится на 23 марта.
13. Книга, открытая учеником, лежала на столе.
14. Я увидел белую фигуру, мелькающую среди деревьев.
15. Слово «кодак», ставшее названием популярного фотоаппарата, не означает ничего.
16. Люди ,надеющиеся на его благодарность, очень разочаровались в справедливости.
17. Преступник, разыскиваемый полицией ,прятался в заброшенном доме.
18. Владимир отказался от предложенного ему завтрака.
19. Изредка раздается шум струи, выпускаемый китом ,и опять ни одного звука.
20. Маленькие игривые волны, рождаемые дыханием ветра, бились о борт.
21. Оберегаемые мамой ,они никогда и ничего не боялись в жизни.
22. Ребяческий крик, повторяемый эхом с утра и до ночи, гремит по лесам.
23. У порога лежал Швабрин, простреленный дряхлою рукою отца.
24. Невдалеке от берега стояли четыре корабля, украшенные резным деревом.
Все запятые поставила, где не поставила, значит, их там нет.