Практическая работа. «Правописание Н и НН в разных частях речи»
Базовый уровень.
Упражнение 1. Вставьте в словах -н- или -нн-. Образуйте от данных прилагательных наречия. Выделите суффиксы.
Дисциплинирова…ый, време…ый, тума…ый, мороз…ый, со…ый, деревя…ый, ветре…ый.
Упражнение 2. Образуйте от имен существительных прилагательные, выделите суффиксы.
Земля, ремесло, обед, кожа, полотно, торжество, единство, отечество, огонь, глина, солома, береста, вода, рожь, серебро, пчела.
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.
Упражнение 4. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испече…ая рыба –
Засея…ое поле –
Свяще…ая клятва –
Жела…ые праздники –
Медле…ые движения –
Рассея…ые ветром тучи –
Сосредоточе...ые лица –
Рассея…ые ученики –
Испыта…ые друзья –
Упражнение 5. Распределите словосочетания по группам: 1 - с одной Н, 2 – с двумя Н.
1) Размеша…ые краски,
2) бесце…ая вещь,
3) выкраше…ые лавки,
4) поляна освеще…а,
5) тка…ый узор,
6) туристы размеще…ы,
7) комиссия образова…а,
8) румя…ые лица,
9) сви…ые окорока,
10) некраше…ая ткань,
11) писа…ая красавица,
12) тетрадь исписа…а,
13) кожа…ый портфель,
14) ветре…ый день,
15) ветря…ой двигатель,
16) безветре…ый день,
17) рассея…ый мальчик,
18) нечая…ая ошибка.
І. Гусиная стая: лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное
гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; зверинный
крик; муравьиная куча;
П. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд;
полотняный костюм: жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.
III. Соломеный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный;
современный,лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.
IV. Малышка умна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна;
даль пустынна; герои мужествены.
V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветреная
погода; юный художник; голубиная стая; песчаная стая; песчаный берег; серебряный кубок;
торжественное событие; ветреный день.
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Озаглавьте текст
Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.