ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 32 (в форме практической подготовки). Тема: Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Цель: совершенствовать умение продуцировать разные типы речи, создавать тексты разных стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Обеспечение: учебник по русскому языку, тексты заданий, тетради для практических занятий.
Время выполнения: 1 час.
Теоретический материал
Текст (лат. textum - ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, располеженных в определенной по-следовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность.
Содержательность это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.
Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения. Цельность проявляется в смысловом единстве.
Тема и идея текста предполагают выбор его композиции, Данное слово восходит к латинскому «compositio» - расстановка, составление.
Рекомендации составления текста
1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.
2. При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении,
3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости, Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.
4. При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.
5. При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.
6.Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое сложное, a далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).
Выводы. Умение правильно излагать свои мысли - неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст - это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.
Задание: Написать сочинение на тему «Профессия, которую я выбрал», используя различные виды простых осложненных предложений, а также все виды сложных предложений.(профессия Парикмахер)
1. Водопад не листопад, водопад не звездопад-он
весёлый от макушки и до пят.
2. Говорила мышка мышке: «До чего люблю я книж-
ки! Не могу я их прочесть,
но зато могу их съесть».
3. Нашумелись, наплясались, нарезвились, наигрались.
И подкралась тишина,
тихо села у окна.
4. Тюлень ел рыбу целый день, объелся рыбою тюлень.
5. Ходит конь по бережку. Он головушкой помахива-
ет, чёрной гривушкой потряхивает.
6. Молодичка-молода поехала по дрова, зацепилась за
пенёк, простояла весь денёк.
7. На одной лесной опушке жили-были круглый год:
две старушки, две кукушки и пушистый грустный кот.
8. У моста у старого до того болит спина, что прогнулась вся она.
Объяснение:
водопад
Відповідь:1.2) Каждое предложение имеет грамматическую основу. 5.3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.6.2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.7.1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.8.2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.9.4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.10.4) Котик братец говорит Волк.2.3) собрал корзинку. 3.1) Наивысшая вершина Карпат -Говерла.3) Равнина -чудесное пастбище для овец, коров и других животных.4.2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.3) Наши мышцы выполнять сложные движения и при к разной работе.
Пояснення: