Прочитайте, письменно кратко ответьте на два во по каждому из
девяти высказываний о русском языке.
- О каких художественных достоинствах и свойствах русского языка
говорится в следующих высказываниях выдающихся ученых, писателей и
поэтов?
-Что сообщается в этих высказываниях о большой роли русского языка в
развитии мировой культуры?
2). Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое
превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно
счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой
лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей
грамматики,
свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил
его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам
по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и
правильность наречие необходимо должно было отделиться от книжного;
но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения
наших мыслей.
Г-н Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину
на русском языке. Чуждый язык рас не саблею и пожарами, но
собственным обилием и превосходством. Какие же новые понятия, требовав-
шие новых слов, могло привнести нам кочующее племя варваров, не
имевших ни словесности, ни торговли, ни законодательства? Как бы то ни
было, едва ли полсотни татарских слов перешло в русский язык. Войны
литовские не имели также влияния на судьбу нашего языка; он один
оставался неприкосновенною собственностью несчастного нашего отечества
(А.С. Пушкин. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова.
– В кн.: «Русские писатели о языке». Л., 1955, с.113-114).
3). Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,–
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде
всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу! (И.С. Тургенев. Русский язык. – В кн. «Русские писатели о
языке». Л.,
1955, с.275).
4). Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению,
отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских
языков, гораздо большим разнообразием. Можно даже сказать, что русский
язык (подобно некоторым другим славянским наречиям) развил в себе много
таких произведения слов, которые остались мало развитыми в
греческом и латинском языках, по богатству словопроизводственных стоящих несравненно выше новых европейских языков (Н.Г.
Чернышевский. О словопроизводстве в русском языке. – В кн. «Русские
писатели о языке». Л., 1955, с.275).
5). Русский язык настолько богат глаголами и существительными, на-
столько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение,
оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и прочее, что
нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом
гениальном наследстве его «мужицкой силы» (А.Н. Толстой. Нужна ли
мужицкая сила?
Собр.соч., М., 1972, т. 13, с. 342).
. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык (К.Г.Паустовский. Поэзия прозы. Собр.соч.,
М.,1958,т.6, с.636).
6) Русский язык – язык великого народа, язык культуры, цивилизации,
государственности и литературы мирового значения. (В.В. Виноградов.
7)Русский язык в современном мире. – В кн. «Будущее науки»,
Слушай, мир: я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик…
Пред лицом всего мира горжусь
Языком твоим, славная Русь!
Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.
Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».
НАЧАЛО
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.
….
КОНЦОВКА
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»
Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»
И взял всего гуся.
Серая лента дороги, брошенная в тихое ущелье гор, через несколько шагов вновь начинала подниматься. Грам. основа: лента начинала подниматься.(Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распространенное, осложнено прич. оборотом)
Сизая тяжелая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством летнего утра. Грам. основа: Лента боролась. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распространенное, осложнено дееприч. оборотом)