Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
1. В Новой Зеландии есть необычный грот. 2. Спускаясь по запутанным лабиринтам, туристы выходят к подземному озеру. 3. Поднимают головы — и замирают: над ними... звёздное небо. 4. Миллионы звёзд. 5. Одни сбились в галактики, другие сияют в одиночестве, окружённые вечным мраком. 6. Шёпот восторга или тихий возглас — и вдруг всё вокруг скрывает чернота. 7. Долго придётся теперь ждать в безмолвии неосторожным туристам, если они хотят вновь насладиться утраченным видением. 8. А когда звёзды зажгутся, тихо-тихо протяните руку и зажмите одну из звёзд покрепче в ладони. 9.
Не бойтесь, она не кусается. 10. В руке у вас маленький белый червь — личинка комара.
1. Определите стиль текста.
а) научный;
б) официально-деловой; в) художественный;
г) публицистический.
2. Какой тип речи использован в тексте?
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание;
г) повествование с элементами описания.
3. Среди предложений 1-5 найдите односоставное назывное. Укажите его номер.
4. Среди предложений 7-10 найдите двусоставное неполное. Укажите его номер.
5. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
6. Среди предложений 1-5 найдите предложение, в составе которого есть обособленное обстоятельство. Укажите номер этого предложения.
В (предлог) Хохломе (сущ. _._._) никакой (местоим. прилаг. ~) деревянной (прилаг. ~) посуды (сущ. _ _ _) и (союз) мебели (сущ. _ _ _) не точили (гл. =), не расписывали (гл. =) и (союз) не золотили (гл. =).
Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо-личное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями, не полное, распространенное.
Главные члены предложения: сказуемое (=).
Второстепенные члены предложения: дополнение (_ _ _), обстоятельство (_._._), определение (~).
Схема на рисунке ↓
1. ответ: снег на голову не может приехать
Объяснение: правильнее сказать: свалился, как снег на голову, приезд был неожиданным, как падение снега на голову и т.д.
2. ответ: из пустого в порожнее не перебирают
Объяснение: правильно сказать: переливал из пустого в порожнее
3. ответ: вопросы не бывают кляузными, кляузными бывают, например, жалобы
Объяснение: правильнее сказать: задавал неприличные, неудобные, нескромные и т. д. вопросы
4. ответ: не бывает клятв по гроб доски
Объяснение: правильнее сказать: клялся в любви до гробовой доски.
5. ответ: неправильное выражение: подвернулся под рукой
Объяснение: правильнее сказать: кричал на тех, кто подвернулся под руку.
6. ответ: выражение "не вязал лыка" относится обычно к человеку в одурманенном, а не в нормальном состоянии.
Объяснение: правильнее сказать, были студенты, не понимавшие по-русски
7. ответ: "сматывать удочки" - жаргонное выражение, которое не вяжется с ролью командира.
Объяснение: правильнее сказать, приказал отступать.