Прочитайте текст и выполните задания А1, А2, В1, С1, С2. (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная... (2)Побежали по улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (З)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (4)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(5)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками. (6)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и полная свежих соков. (7)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, - тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который сразу узнаешь среди сотен других запахов. (8)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий...
(По А.И. Куприну)
А1. Какое из указанных языковых средств показывает, что это текст художественного стиля?
1) сравнения
2) эпитеты
3) относительные прилагательные
4) вещественные существительные.
А2. Какие образы возникают при чтении текста?
1) только зрительные
2)зрительные и звуковые
3) звуковые и связанные с запахами
4) и зрительные, и звуковые, и связанные с запахами.
А3. Какие слова в предложениях 6-8 употребляются в переносном значении?
1) существительные
2) глаголы и наречия
3) прилагательные и глаголы
4) наречия.
А4. В каком из указанных предложений описывается состояние человека?
1) 1 2) 2 3) 6 4) 8
В1. Определите, какой тип речи представлен в этом тексте.
ответ:
С1. Объясните, почему словосочетание голубое небо возможно в разных стилях речи, а радостная тревога - прежде всего в художественном.
С2. Напишите сочинение о том, как вы воспринимаете весеннюю природу. Совпадают ли ваши чувства с чувствами автора?
(Примерный объем сочинения – 50-70 слов)
1. тезис и комментарий к нему.
2. аргументы:
а) из предложенного текста,
б) из жизненного
опыта.
3. вывод – заключение.
каждая часть сочинения пишется с красной строки!
тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.
способы толкования понятия:
понятийный
дружба – это
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах.
синонимический
человечность – это гуманность, человеколюбие.
описательный
добро – всё
положительное, хорошее, полезное.
комбинированный
сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного.
теперь познакомимся с текстом н. сафронова:
(1)новый учитель иван васильевич появился
в нашем классе неожиданно. (2)ещё никогда нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)с нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил
его:
(5)– ну и что же вы нам сегодня расскажете?
(6)он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)это была повесть катаева «сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на
его уроке. (9)кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.
(10)в каком-то месте учитель нашёл у катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.
(11)– а вы-то откуда знаете? – язвительно
спросил я.
(12)– я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.
(13)однажды иван васильевич раздал тетради с работами. (14)я открыл свою и увидел «тройку». (15)у витальки кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать
наши работы.
(17)– ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– почему это кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»? !
(19)в классе стало тихо. (20)я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей
правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)он взял её, поднес к самым глазам.
(22)– да чего там смотреть! (23)всё и так ясно!
(24) учитель взглянул на меня. (25)мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в
глыбу снег. (26)старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:
(27)- я прошу у тебя прощения!
(28)что-то словно нашло на (29)я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.
(30)- да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.
(31)он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)я дал себе слово, что завтра же непременно
при всём классе извинюсь перед учителем. (34)однако на следующий урок иван васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.
(35)наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)но когда на следующий день вместо ивана васильевича пришла завуч,
строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37)мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38)он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со
своей позорной победой…
(39)я уставился в окно. (40)новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.
ведьма проклятая ( о.) ! — выругался васютка и пошёл.— стоп, голубчик ( о. ) , стоп! — радостно бормотал васютка. — не уйдёшь теперь! ишь, какой прыткий! я, брат ( о. ), тоже бегаю — будь здоров! — эх, дубина ( о. ) ! — ладно, не робей. найдём избушку. надо идти в одну сторону. на юг надо идти.
у избушки енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. ну вот, всё в порядке, а ты, чудак ( о.) , боялся! — хохотнул васютка и бодро скомандовал себе: — шагом арш! эть, два! — эх, дурило, дурило ( о. ) ! сколько этой соли в бочках па берегу! что стоило горсточку в карман сыпануть! — укорял
он себя.— э-эй, мамка ( о. ) ! папка( о. ) ! дедушка( о. ) ! заблудился — ну и дошёл же ты, дружище ( о. ) ! — покачал головой васютка.васютка отчаянно закричал: — на боте! э-эй, на боте! остановитесь! заблудился я! э-эй! дяденьки ( о.) ! кто там живой? э-эй, штурвальный ( о .)