Прочитайте текст и выполните задания Колыбель тюркского мира Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана но они также являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тыс. н. э. зародился тюркский мир и наступила новая веха в жизни Великой степи. История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй На протяжении многих свой веков они последовательно сменяли друг друга, оставив значительный след в экономическом, политическом ландшафте средневекового Казахстана. Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к и культурном расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, наукии мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби а в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи. (Н.А. Назарбаев "Семь граней Великой степи") 1.Определите основную мысль данного текста. 2.Определите тип речи. Приведите не менее трёх доказательств. 3. Определите стиль речи Приведите не менее трёх доказательств. 4. Выпишите все сложносочинённые предложения (знаки препинания не расставлены), расставьте в данных предложениях знаки препинания, объясните их постановку (постройте схемы предложений), определите отношения между предикативными частями в составе ССП. 5. Выпишите выделенное предложение, объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схемы.
Жирным выделены обобщающие слова, подчеркнуты однородные члены:
3. 1) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. (Паустовский К.)
4. 3) Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства точно родились с ней. (Тургенев И.)
5. 1) На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (Тургенев И.)
6. 3) Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав - все это было поразительно ново и восхитительно. (Троепольский Г.)
7. 2) Стволы деревьев, дома — все окрашивается розовым цветом. (Рерих Н.)
8. 1) Снег, седой косматой бородою на сучках повисший, хвоя густая, пни — всё, что летом остается таким незаметным среди общего тёмного колорита, зимою бросается в глаза своим оригинальным, порой даже и уродливым рисунком. (Рерих Н.)
9. 1) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. (Паустовский К.)
10. 2) Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (Катаев В.)
Рассказ начал Костя. Раз плотник Гаврила пошел в лес по орехи и заблудился. Стемнело.
Присел Гаврила под деревом и задремал. Проснулся он оттого, что его кто-то зовет. Смотрит Гаврила – а на дереве русалка сидит, зовет его к себе и смеется. Гаврила взял и перекрестился.
Русалка смеяться перестала, заплакала жалобно. Гаврила спросил, почему она плачет. Плачет она оттого, что Гаврила перекрестился – ответила русалка. Если бы он не крестился – жил бы с ней весело, а теперь и он до конца дней плакать будет.
С тех пор Гаврила невеселый ходит.