Прочитайте текст и выполните задания.
Текст.
1)Красивая Меча – неприметная речушка, но, наверное, нет ни одной школьной хрестоматии, где она не упоминалась бы. 2)Возле самого устья я перешел ее вброд – холодную, в знойный полдень, чистую, будто слеза, голубую, точно морская лагуна, прозрачную - с желтым песком и светлыми камешками на дне. 3)И действительно, красивую, потому что берега её, в самом деле, очень нежны и задумчиво-прекрасны. 4)Пологими волнами стекаются к воде высокие холмы с крохотными березовыми рошицами и неглубокими лощинами, и шумит, переливается под ветром бескрайняя хлебная нива, через которую кружит узким вьюном и пробирается река к Дону.
5)Живет в этих краях легенда о том, как после поражения на Куликовом поле Мамай свою голову, переплавлялся с телохранителями у Гусиного брода через безымянную речку и обронил в воду меч. 6)Не простой был тот меч – изукрашенный драгоценными каменьями, чеканным серебром. 7)В другой раз не оставил бы хан меча на дне реки, повелел бы слугам достать его. 8)Но было тогда не до меча. 9)Так и остался он на дне, сколько искали потом – не нашли. 10)А реку нарекли Красивой Мечей.
2. Сформулируйте тему текста (о чем говорится в тексте?)
3.Сформулируйте основную мысль текста (что утверждает автор?)
4. Выпишите из текста слова, с которых передана любовь автора к родному краю. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
5. Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
6. Выполните морфологический разбор глагола стекаются из предложения 4.
7. Образуйте от глагола переливается (из предложения 4) деепричастие и выполните морфологический разбор.
8. Выполните морфологический разбор причастия изукрашенный из предложения 6
1. Общее грамматическое значение(предмет)
2.Начальная форма(И.п,ед.ч)
3. Постоянные признаки:
-собственное или нарицательное,
-одушевленное или неодушевленное,
-род,
-склонение.
4.Непостоянные признаки:
-число,
-падеж.
5.Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Имя прилагательное
1. Общее грамматическое значение(признак предмета).
2.Начальная форма(И.п,ед.ч,муж.род)
3.Постоянные признаки
-качественное,относительное или притяжательное
4.Непостоянные признаки:
-полная или краткая форма(только у качественных прилагательных),
-степень сравнения(только у качественных прилагательных),
-число,
род(в ед.чл)
-падеж
5.Каким членом предложения является.
Глагол
1.Общее грамматическое значение(действие,состояние)
2.Начальная форма(инфинитив)
3.Постоянные признаки
-возвратный или невозвратный,
-вид,
-переходность,
-спряжение,
4.Непостоянные признаки:
-изъявительное,повелительное или сослагательное наклонение
Для изъявительного наклонения:
-время,
-число,
-лицо(для настоящего или будущего простого времени),
-род(для времени).
Для повелительного наклонения:
-число.
Для сослагательного наклонения:
-число,
-род.
5.Каким членом предложения является.
Местоимение
1.Общее грамматическое значение(указывает на предмет,его признак или количество,не называя их)
2.Начальная форма(И.п)
3.Постоянные признаки:
-разряд.
4.Непостоянные признаки:
-число(если есть),
-род(если есть),
-падеж.
5.Каким членом предложения является
Пример:
К нему-местоимение
Н.ф-он
П.п-личное
Н.п-ед.ч,м.р,Д.п
В Предложении дополнение
Характеристика предложения:
Для простого:
(Повествовательное или вопросительное,невосклицательное или побудительное,простое,полное,распространенное или нераспространенное,двусоставное или односоставное)
Для сложного:
Пример:
(Повествовательное,невосклицательное,сложноподчиненное)
Характеризуем первую часть
1)(полное,распространенное,двусоставное)
Характеризуем вторую часть
2)(неполн,нераспространенное,односоставное)
стали задумываться над загадкой языка, тайной его происхождения. Существует
множество догадок о появлении и назначении языка. Одни считают,
что язык — это бесценный дар Бога; другие убеждены, что к речи
возникла сама по себе; третьи рассматривают язык, как результат многовекового
превращения обезьяны в человека, ведь именно мыслить и говорить
отличает нас от других живых существ; четвертые утверждают, что человеческий
язык — подарок какой-то неведомой внеземной цивилизации. Пока
ученые не пришли к единому мнению, и загадка остается загадкой, но в одном
они единодушны: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми.