Прочтите текст и выполните задания 6–9.
6.Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Капитану Грэю удалось справиться с сильным штормом, благоприятная погода давала возможность герою отдохнуть.
2) Мастерство, с которым матрос управлял «Секретом», рождало в сердце Грэя больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки.
3) Капитан находился в шаге от своей заветной мечты – подарить чудо Ассоль.
4) Грэй понимал, что скоро будет владеть всеми сокровищами города.
5) Предсказание о своей судьбе Ассоль услышала в детстве от волшебника Эгля.
7.Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.
2) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.
4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
5) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.
8.Лексический анализ.
В предложениях 4–7 найдите слово с лексическим значением «углубление в грунте, по которому течёт водный поток»
1. Искра: Искриться – искрИться (равноправные акцентологические варианты);
Добыча: дОбыча в профессиональном слегне и добЫча в обычном разговоре.
2. Вьюга - вьЮга и вьюгА - литературный и диалектный;
Холодно - хОлодно и холОдно - тоже литературный и диалектный.
3. Шелковый - шЕлковый (общеупотребительное) и шелкОвый (поэтическое);
Серебро - сЕребро - фольклорная окраска (народно-поэтический колорит) и серебрО - нейтральная.
4. Кладбище - кладбИще - устаревшее, поэтическое и клАдбище - нейтральное;
Служащий - служАщий - устаревшее, слУжащий - нейтральное;
5. Залитый - зАлитый - залИтый - равноправные ударения;
Кружится - крУжится - круЖится - равноправные ударения.
Задание 2.
Два общих звука имеют слова под №4 - сбор [з б о р] и рост [р о с т], общие звуки - О и Р.
Задание 3.
1. Куль - люк. [к у л'] - [л' у к].
2. кИрка - киркА. кИрка - лютеранский храм, киркА - горный молоток.
3. Слива - Висла.
Задание 4.
1. Муслин — (франц. mousseline восходит к названию г. Мосул в Ираке).
2. Макинтош Чарьлз - химик, и плащ называется "макинтош".
3. Апаш - вор во Франции, а также рубашка апаш с открытым широким воротом.