ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В
ТЕКСТЕ»
Однажды читатель берёт в руки книгу … Возникает воспоминание пережитого счастья
или горя, и, пораженный, он восклицает:
- Как этот человек мог выразить мои переживания?! Однажды человек начинает
постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе
сложнейший процесс самопознания и самовыражения.Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и
показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической
книги.
Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к
действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он
формирует себя в себе с чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …
Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший
экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти
осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и
одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …
И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое,
стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой
преградой на пути к солнцу.
Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам,
захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего
воздуха, полета, вдохновения.
Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.
Определи тему текста.
Найди в тексте ключевые слова.
С каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между
абзацами?
Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и
называется – «Однажды»).
Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.
Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.
Запиши два последних абзаца, разбери предложения.
Напиши сочинение «Почему мне хочется перечитать книгу………….» или напиши небольшое
эссе – выскажи свое мнение о предложенном отрывке текста.
Ещё
--если основа заканчивается на д или т, то перед суффиксом -ск- они сохраняются (плоть - плотский, скот - скотский) ;
если основа заканчивается на к, ч, ц, то после них суффикс -ск- упрощается и становится просто -к-, причём к и ч меняются на ц (рыбак - рыбацкий, ткач) ,
примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский) :
если основа слова иноязычного происхождения оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- к опускается и получается сочетание сек (Сан-Франциско - сан-францисский) ,
Исключения: баскский, оскский;
если основа оканчивается на с, то она опускается и пишется только сочетание букв ск (Уэльс-уэльский) ,
если основа оканчивается на се, то одна с опускается, так как в русском языке не может быть сочетания трбх одинаковых согласных букв (Одесса -одесский) ;
если основа заканчивается на -нь или -рь, то перед суффиксом -ск- ь (мягкий знак опускается) ,