РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ Письменно выполните следующее задание:
Ознакомьтесь с высказываниями о роли культуры речи в профессиональной деятельности учителя. Выделите основную мысль в каждом высказывании. Обобщите результаты своей работы в кратком убеждающем письменном рассуждении на тему: «Каждый учитель должен быть преподавателем словесности».
Обучение речи — это обучение нравственности... Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Главное, что определяет эффективность слова учителя, — его честность, искреннее стремление к правде и добру.
(В. Сухомлинский)
Каждый учитель должен быть преподавателем словесности. Ведь слово — первый шаг на пути к ученику. Но когда слово обесчеловечено, его пустоту часто стремятся компенсировать криком. Сколько в школах воспитателей, которые владеют лишь одной нотой эмоциональной гаммы — возмущением! Мало того, что их воспитательное воздействие равно нулю, ничто так не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление.
(О. Марченко)
В школе могут работать лишь те, кто умеет сказать человеческим языком, остальных надо гнать... ибо косноязычие — дефект мыслительного аппарата, тут не в запасе слов дело...
(З. Журавлева)
Любой учитель и вообще педагог в соответствии с европейской педагогической традицией должен получить... профессионально ориентированную лингвистическую подготовку... Речевая подготовка учителя — связующего звена в цепи поколений, «магистра» культурных традиций и ценностей — призвана не только обеспечить владение речью как средством передачи знаний, но и представить этот высший речевой образец, который формировался в отечественной культуре столетиями и отражает парадигму этой культуры.
(А. Михальская)
Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово — наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.
(В. Сухомлинский)
Сопоставим нормы математики и законы физики, принципы биологии — что произойдет, если их не соблюдать?! А языковая норма — элемент национальной культуры проверку в созданиях художественного слова и в языке поколений; ее разрушение — это разрушение культурного кода нации, ее традиций, приводящее к невозможности взаимопонимания между людьми и взаимоуважения.
(А. Мурашов)
Писатель К .Паустовский уверен , что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно общение не только с простыми русскими людьми, но и с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком.
Писатель приводит в пример время для открытий ,которое у него случилось однажды летом.Это было лето в лесистой и луговой стороне средней России.
В это лето автор узнал заново много новых слов, до этой поры хотя известных, но далёких, не пережитых. Раньше они вызывали только один образ. А теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их много.. Легче всего начать с <<дождевых>>.
Известно что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытывать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки.
"Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой."-,убеждён писатель .
ответ: смеркалось:
Часть речи
Часть речи слова смеркалось — глагол.
Морфологические признаки
Начальная форма: смеркаться (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение время.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту
Знобило:
Часть речи
Часть речи слова знобило — глагол.
Морфологические признаки
Начальная форма: знобить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число время, средний род.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.