Смо- 114. 1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Опре-
делите вид придаточной части. Установите, что она поясняет в главной. На-
зовите средства связи между частями сложноподчинённых предложений.
1. Одно из самых захватывающих зрелищ(?) на свете
треть, как р..ботает Мастер. (Б. Акунин). 2. Уд..вительно, что
может сделать один луч солнца с душой человека! (Ф. Досто-
евский). 3. Я вовсе не хоч.., чтобы из меня вышло что-нибудь
особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочет(?)ся
жить, мечтать, надеят(?)ся, всюду поспевать... (А. Чехов).
4. Кажет(?)ся, что небо всё ниже наклоняет(?)ся над морем.
(М. Горький). 5. Светлеет грусть, когда цв..тут цветы. (Н. Руб-
цов). 6. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в че-
ловека. (М. Горький).
II. Подчеркните поясняемые глаголы в главной части сложноподчинённых
предложений с придаточной изъяснительной. Определите их значение.
(В.Г.короленко"В дурном обществе)
вот из его рассказа (интернета)
Тогда я шел далее. Мне нравилось встречать пробуждение природы; я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка или выгнать из борозды трусливого зайца. Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. Деревья встречали меня шопотом ленивой дремоты. Из окон тюрьмы не глядели еще бледные, угрюмые лица арестантов, и только караул, громко звякая ружьями, обходил вокруг стены, сменяя усталых ночных часовых.
На территории России протекает 7 великих рек: Волга, где даже произрастают лотосы, Ока,Дон, Днепр,Енисей, Амур и Урал.