Соревнования в красноречии и мастерстве владения образным и метким словом были традиционны для казахов и всегда являлись своеобразным экзаменом в ораторском искусстве. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились крылатыми. Особую популярность получил айтыс при проведении каких-либо традиционных обрядов (свадьба, рождение ребенка и т.д.). Далеко за пределами Казахстана известно имя Жамбыла Жабаева, участвовавшего в огромном количестве айтысов и написавшего много оригинальных поэтических произведений. Навсегда останутся в памяти имена и таких акынов казахской земли, как Нурпеис, Иса, Шашубай, Толеубай и многие другие. «Слово акына острее клинка и нежнее волоска», «У хорошего оратора слова меткие, а язык, как и руки умельца - народное достояние» - подчеркивалось в казахских пословицах. Аналогично русской пословице «Молчание – золото», у казахов также отмечалось, что «Немногословие - золото, многословие - бронза». Таким образом, слово может быть, как разобщающим и разрушающим, так и вдохновляющим, убеждающим и бодрящим оружием человека. Казахский народ гордится своими традициями, поэтому искусство красноречия не утрачивает своей значимости и сегодня. Оно славит народ и его мудрость людям преодолевать трудности. 1. Прочитайте текст и выполните задания: 1) Выпишите из текста аргумент, подтверждающий необходимость сохранения национальных традиций. 2) Сформулируйте 5 вопросов к тексту, начинающихся со слов: Почему? Каковы причины? На ваш взгляд… В чем суть? Правильно ли? 3) Какие выводы вы сделали для себя после прочтения текста? Запишите 3 вывода.
Как рассказывают искусствоведы, на полотне изображены дети Зинаиды Серебряковой. У картины есть ещё два названия: «За завтраком», «Завтрак детей». Глядя на картину, сразу можно заметить поразительное сходство детей. Восьмилетний Женя уже успел съесть полтарелки супа, а трёхлетняя Танюша к еде ещё даже не притрагивалась: за заднем плане заботливая кухарка наливает ей в тарелку горячий суп. Непохоже, что Таня голодна, потому что предпочитает смотреть на маму, а свежеприготовленный суп её мало привлекает. Зато у семилетнего Шуры пустую тарелку уже унесли, он первым прибежал на обед и уже успел всё съесть. Он явно наелся, потому что даже любимый компот допивает еле-еле. Кроме того, осталась нетронутой тарелка с печеньем. Может быть, у Тани с Жени хватит места в желудке, чтобы попробовать вкусную выпечку?
Несколько слов об одежде персонажей картины. Мальчики одеты в одинаковые синие рубашки, а у Танюши поверх строгого синего в полоску платьица надет белый сарафанчик. Видно, что в семье Серебряковых принято было приходить на обед опрятно одетыми.
Кухонный стол накрыт белоснежной скатертью, на ней стоит фамильный столовый набор с необычным орнаментом. Особенно восхищает вместительная супница, в которой ещё супа предостаточно, а значит, не все члены семьи собрались за обеденным столом. Это подтверждает и скучающая поодаль тарелка – в ожидании не успевшего проголодаться четвёртого члена семьи.
Графин с любимым компотом выделяется на столе ярким пятном и никак не гармонирует со столовым сервизом. Может быть, потому, что его не планировали подавать на стол, он был принесён кухаркой специально по детей?
На столе можно заметить графинчик поменьше, видимо, с водкой, который ждёт, когда утолившие голод дети уйдут, а их место займут проголодавшиеся взрослые. Рюмка водки за обедом – это классический атрибут обеденного меню в начале 20 века. Но взрослых пока за столом нет, но о их существовании можно догадаться не только по рукам невидимой кухарки, пустой тарелке и непочатого графина с водкой, но и по незримо присутствующей на картине матери – по эту сторону картины, к которой прикованы взгляды малышей. Конечно же, мама пишет их портрет, хотя в тот самый миг, который мы видим на картине, она говорит им что-то важное.
Картина вызывает у меня тёплые ощущения, потому что пропитала материнской любовью художницы.
Источник: Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)
ответ смертельно больную трёхлетнюю девочку, молодой сельский врач вставляет ей в горло серебряную трубку, чтобы она могла дышать. Ребёнок выздоравливает, а врач становится знаменитым на всю округу.
Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого в рассказе не упоминается. Действие происходит в 1917 году.
Свои двадцать три года доктор прожил в очень большом городе. Сорок восемь дней назад он с отличием закончил медицинский факультет университета и был назначен заведующим Никольским медицинским пунктом-больницей, хотя ему хотелось работать в уездном городе в сорока вёрстах от Никольского, где было электричество и четыре врача, с которыми можно посоветоваться.
Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…
Молодой доктор был неуверен в себе, больше всего он боялся, что привезут женщину во время неправильных родов или больного с ущемлённой грыжей. Операцию ущемлённой грыжи рассказчик видел только один раз, учась в университете. Каждый вечер он просматривал многочисленные руководства по оперативной хирургии, оперативному акушерству, справочники.
Поздним вечером в конце ноября в Никольскую больницу привезли трёхлетнюю девочку, синеглазую красавицу Лидку. Она задыхалась, и доктор сразу установил диагноз: «дифтерийный круп, горло уже забито плёнками и скоро закроется наглухо». По словам Лидкиных матери и бабки, девочка болела пятый день.
Врач понял, что девочка при смерти, и, несмотря на страх, решился на операцию трахеотомию. Мать и бабка долго и ожесточённо не соглашались на операцию, уговорили их с большим трудом. Оперировать девочку доктору молодой фельдшер и две акушерки-фельдшерицы. Операция проходила очень сложно, врач никак не мог найти дыхательное горло, а фельдшер потерял сознание в самый решающий момент.
Наконец, врач проделал в горле отверстие и вложил в него серебряную трубку. Воздух со свистом вошёл в горло, и девочка начала дышать.
Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок…
Доктор успокоил перепуганную мать: девочка жива, но пока трубку не вынут, говорить она не будет.
После этой операции доктор провёл много других, пострашнее Лидкиного горла. Приём больных возрос. Акушерка-фельдшерица считала, что доктор стал знаменитым из-за трахеотомии. В округе говорили, что он вставил Лидке стальное горло, и ездили смотреть на девочку, как на чудо.