сор
Задания:
1. Определите цель текстов 2. Определите целевую аудиторию текстов
3. Определите стили текстов.
4. Приведите 2 доказательства стиля.
5. Определите жанр текста 6. Сравните языковые особенности текстов (укажите сходства и отличия)
1 текст
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трaгической гибели огромного океанского парохода «Титанию». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да и то не всех. У жас охватнл находнвшихся на пароходе.. И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли... Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насышены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениямн и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость. Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью А сотни людейt, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта муаыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от дущевных мук, сумасшествия KAAIOry, KTO HaxouICH B oTH MHHYT Ha Kopa6ae. KAKOR Morytelt cHTon 20KHA обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую минуту от всего, что нензбежно угрожало
2 текст
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес Хартли собрал всех музыкантов в зале Первого класса. Они надели 23 ПРОЕКТ жилеты и вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх тревогу мечущихся по судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестниу. Музыка вселяла надежду на Это была игра со смертью. Регтайм звучал как реквием. От места гибели «Титаника» отплывали шлюпки. Находившиеся в них людн еще Уоллес долго слышали доносившуюся музыку. Понимая приближение смерти, Хартли, руководитель оркестра, постучав смычком по своей скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма стихли и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о которой маэстро всегда говорил, что ее надо играть на собственных похоронах. Один из пассажиров видел, как троих из музыкантов смыло водой, оставшиеся пятеро держались за перила, после чего Хартли воскликнул: «Господа, я прощаюсь с вами пассажир, спустя много лет вспоминая последнюю, трагическую ночь «Гитаника», писал: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один нз них не мог сравниться с подвнгом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно вогружалось все глубже и глубже, а море подоиралось к месту, где они стояли Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы»
В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение) , который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет) .
А МОЖНО И БОЛЕЕ РАЗВЁРНУТО:
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются существительные с суффиксами, обозначающие лицо: девочка - девчурка - девчушка – девчонка и др. Можно нанизывать суффиксы субъективной оценки, так что происходит их удвоение, утроение: дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища.
Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи.
В русской художественной литературе множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, у Грибоедова Фамусов использует их, чтобы выразить расположение к собеседнику (Скалозубу) : «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее» . В иных репликах эти же суффиксы придают речи ироническую окраску: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених» ; создают фамильярно-непринужденный тон его монологов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку! »
А пристрастие Молчалина к уменьшительно-ласкательным словам придает его речи заискивающий оттенок, подчеркивая его зависимое положение: «Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка, я гладил все его; как шелковая шерстка» . В монологах Чацкого слова с оценочными суффиксами звучат сатирически: «Французик из Бордо» . Гоголь с иронией описал увлечение уменьшительно-ласкательными словами дам города N, пересыпавших свою пустую речь сентиментальными восклицаниями: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики» .
Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей было обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.
Однако, как это ни странно, нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «Головка болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю» . Не покажется ли он при этом смешным?
У некоторых людей есть дурная привычка - делать свою речь «слишком вежливой» :
«Два билетика вас!» , «Мне справочку заверьте
В повседневной речи, а тем более в публичных выступлениях, не следует злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами: они лишь продемонстрируют ваше незнание законов красноречия.
По-другому красивого человека я бы назвал интеллигентом. Он всегда протянет руку и уступит место в транспорте. Такой человек всегда вызывает симпатию у окружающих. Красивый человек - это воспитанный, аккуртаный и добропорядочный человек.