24 сентября 1922 года в московской газете "Накануне" была опубликована небольшая повесть Михаила Булгакова "Похождения Чичикова". Место и время действия — Москва 1920-х годов, то есть периода НЭПа, когда, по выражению Булгакова, наступил "торговый ренессанс" и оживились предприниматели самого разного свойства. Может показаться странным, что тему о том, как "книга освещает наше личное движение к истине", можно трактовать при этого сатирического произведения. Тем не менее сейчас, в период "рыночного безумия", захлестнувшего Россию в гораздо большей степени, чем в двадцатые годы, эта повесть весьма актуальна и соответствует понятиям борьбы за справедливость, которая часто идентична поискам истины. Как во время НЭПа, так и сейчас свободный рынок ознаменовался не только изобилием товаров в магазинах, но и бандитскими ценами на них, огромным количеством подделок, суррогатов, некачественных продуктов и неноских вещей. По мнению Булгакова, это было подходящее поле деятельности для типов вроде Чичикова и других гоголевских персонажей, которых он перенес в непривычную историческую обстановку. И ничего — при да еще как! В некоем диковинном сне, что увидел автор повести, вся гоголевская ватага — а сюда вместе с героями "Мертвых душ" вошли действующие лица пьес "Ревизор" и "Игроки" — двинулась на Советскую Русь. Последним (конечно, выждав) тронулся Павел Иванович в своей знаменитой бричке. Уже в Москве, пересев в автомобиль, он "ругательски ругал Гоголя": "Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь ежели узнают, что я — Чичиков, натурально, в два счета выкинут к чертовой матери". Но страхи оказались напрасными. Чичиков с удивлением обнаружил, что ничего не изменилось: "куда ни плюнь, свой сидит". И тут уж развернулся Павел Иванович вовсю! Брался за все, всех очаровал, насулил огромные прибыли государству и получил несметные авансы — одним словом, подладился и пришелся ко двору. "Уму непостижимо, — замечает Булгаков, — что он вытворял". Основал трест для выделки железа из древесных опилок, накормил Москву колбасой из дохлого мяса, продал Коробочке Манеж, взял подряд на электрификацию. И "по Москве загудел слух, что Чичиков — триллионщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват и спецы". Конечно, афера лопнула. Ноздрев и Коробочка вновь подвели нашего героя. С писателя поймали все-таки Чичикова и утопили. Историй закончилась. Каковы ее уроки? Первый — несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы "строят" финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!) Второй — теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А.Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность — там Чичиковы всегда будут кстати. Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм при и мошенничества у литературных негодяев и их реальных "прототипов" выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых. И борьба литераторов нескольких поколений, среди которых заметное место принадлежит М.Булгакову, сегодня наполняется особым смыслом и, без преувеличения, может стать одним из слагаемых всеобщей борьбы за обновление общества и очищение будущей жизни от следов, по словам Герцена, "палачества и раболепия".
у каждого человека есть своя заветная мечта. Пока мы находимся в детском возрасте, посредственны и наши мечты. К примеру, проходит ребенок за ручку с мамой возле магазина, увидев там красивую игрушку, мечтает о такой же самой, либо же ему захотелось себе красивое платьице как у принцессы, современную модель куклы из серии Братц, конструктор и прочие радости детства.
Со временем, мы взрослеем, соответственно, наши потребности тоже растут, а также желания, стремления и цели. Какой-нибудь ученый мечтает изобрести машину времени, либо летающий автомобиль, другой же исследователь живет мечтой найти затонувшую Атлантиду. Третий вообще горит воображением встретиться с жителями других планет.
Но приходит время, когда мы начинаем понимать, что пора задумываться о будущей профессии. Вот тогда,все наши желания становятся все более определенными и осмысленными.Кто-то хочет стать асом в актерском мастерстве, играть в театре либо работать на съемочной площадке, а в итоге гордиться собственными достижениями с экрана телевизора, а другой же - стремится к тому, чтобы в будущем стать учителем, чтобы ежедневно заставлять детей грызть гранит науки.
Правда в том, что все это высокие цели, но, будет намного хуже, если человек оступится от своей цели, ибо, если он сознательно решил исполнить свою мечту в явь, он непременно заявит о себе на этой земле. Не важно, что его имя не войдет в историю, главное, что свою жизнь он проживет не впустую, принося счастье и пользу людям. Анатоль Франса говорил, что любая мета значительно превосходит реальность и возможно ли наоборот, если она самая высшая реальность? Все же, она душа всего сущего.
Человек становится на одну ступеньку выше к своей цели, если имеет в наличии свою определенную цель, надееться сделать что-то реальное, непременно значительное и необходимое. Абсолютно каждый человек имеет право мечтать и идеализировать, ведь в этом нет ничего запретного.
Наши мечты не всегда могут давать яркий образ, либо же выстраиваться в прямую линию. Зачастую мечта является желанием добиться чего-то грандиозного и светлого. Но как это сделать, чтобы добиться всех своих мечт не представляется нам четким и ясным.
Ведь речь и о том, чтобы побудить себя к действиями, все же, сидеть на ровном месте, и надеяться на то, что мечта сама попадется в руки глупо и бессмысленно. Нужно помнить - идеализация очень хорошо, однако к ней необходимо приложить усилие и стремление сделать это в реальности
Может показаться странным, что тему о том, как "книга освещает наше личное движение к истине", можно трактовать при этого сатирического произведения. Тем не менее сейчас, в период "рыночного безумия", захлестнувшего Россию в гораздо большей степени, чем в двадцатые годы, эта повесть весьма актуальна и соответствует понятиям борьбы за справедливость, которая часто идентична поискам истины.
Как во время НЭПа, так и сейчас свободный рынок ознаменовался не только изобилием товаров в магазинах, но и бандитскими ценами на них, огромным количеством подделок, суррогатов, некачественных продуктов и неноских вещей.
По мнению Булгакова, это было подходящее поле деятельности для типов вроде Чичикова и других гоголевских персонажей, которых он перенес в непривычную историческую обстановку. И ничего — при да еще как!
В некоем диковинном сне, что увидел автор повести, вся гоголевская ватага — а сюда вместе с героями "Мертвых душ" вошли действующие лица пьес "Ревизор" и "Игроки" — двинулась на Советскую Русь. Последним (конечно, выждав) тронулся Павел Иванович в своей знаменитой бричке. Уже в Москве, пересев в автомобиль, он "ругательски ругал Гоголя": "Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь ежели узнают, что я — Чичиков, натурально, в два счета выкинут к чертовой матери".
Но страхи оказались напрасными. Чичиков с удивлением обнаружил, что ничего не изменилось: "куда ни плюнь, свой сидит". И тут уж развернулся Павел Иванович вовсю! Брался за все, всех очаровал, насулил огромные прибыли государству и получил несметные авансы — одним словом, подладился и пришелся ко двору. "Уму непостижимо, — замечает Булгаков, — что он вытворял". Основал трест для выделки железа из древесных опилок, накормил Москву колбасой из дохлого мяса, продал Коробочке Манеж, взял подряд на электрификацию. И "по Москве загудел слух, что Чичиков — триллионщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват и спецы".
Конечно, афера лопнула. Ноздрев и Коробочка вновь подвели нашего героя. С писателя поймали все-таки Чичикова и утопили. Историй закончилась. Каковы ее уроки?
Первый — несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы "строят" финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!)
Второй — теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А.Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность — там Чичиковы всегда будут кстати.
Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм при и мошенничества у литературных негодяев и их реальных "прототипов" выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых. И борьба литераторов нескольких поколений, среди которых заметное место принадлежит М.Булгакову, сегодня наполняется особым смыслом и, без преувеличения, может стать одним из слагаемых всеобщей борьбы за обновление общества и очищение будущей жизни от следов, по словам Герцена, "палачества и раболепия".
Со временем, мы взрослеем, соответственно, наши потребности тоже растут, а также желания, стремления и цели. Какой-нибудь ученый мечтает изобрести машину времени, либо летающий автомобиль, другой же исследователь живет мечтой найти затонувшую Атлантиду. Третий вообще горит воображением встретиться с жителями других планет.
Но приходит время, когда мы начинаем понимать, что пора задумываться о будущей профессии. Вот тогда,все наши желания становятся все более определенными и осмысленными.Кто-то хочет стать асом в актерском мастерстве, играть в театре либо работать на съемочной площадке, а в итоге гордиться собственными достижениями с экрана телевизора, а другой же - стремится к тому, чтобы в будущем стать учителем, чтобы ежедневно заставлять детей грызть гранит науки.
Правда в том, что все это высокие цели, но, будет намного хуже, если человек оступится от своей цели, ибо, если он сознательно решил исполнить свою мечту в явь, он непременно заявит о себе на этой земле. Не важно, что его имя не войдет в историю, главное, что свою жизнь он проживет не впустую, принося счастье и пользу людям. Анатоль Франса говорил, что любая мета значительно превосходит реальность и возможно ли наоборот, если она самая высшая реальность? Все же, она душа всего сущего.
Человек становится на одну ступеньку выше к своей цели, если имеет в наличии свою определенную цель, надееться сделать что-то реальное, непременно значительное и необходимое. Абсолютно каждый человек имеет право мечтать и идеализировать, ведь в этом нет ничего запретного.
Наши мечты не всегда могут давать яркий образ, либо же выстраиваться в прямую линию. Зачастую мечта является желанием добиться чего-то грандиозного и светлого. Но как это сделать, чтобы добиться всех своих мечт не представляется нам четким и ясным.
Ведь речь и о том, чтобы побудить себя к действиями, все же, сидеть на ровном месте, и надеяться на то, что мечта сама попадется в руки глупо и бессмысленно. Нужно помнить - идеализация очень хорошо, однако к ней необходимо приложить усилие и стремление сделать это в реальности