СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Д/О
Продолжительность - 40 минут Количество –
Начало СОЧ- 11.00
Окончание СОЧ- 11.40
ЧТЕНИЕ –
Задание 1. Прочитайте и сравните два текста, определив сходства и различия по указанным признакам, оформив свои наблюдения в таблицу.
Текст 1 Текст 2
На Крайнем Севере снежный покров держится как минимум 240-250 дней в году, и половину из них температура не поднимается выше минус 30 градусов по Цельсию. Зима фактически начинается в сентябре-октябре и продолжается до конца мая. Вторая особенность — частые сильные ветры при смене циклонов, порой достигающие скорости 40-50 метров в секунду. Как же северяне адаптировались к таким суровым условиям?
Для родившегося в южных широтах суровый климат Севера может быть опасен. Но у коренных народов Заполярья за многие века эволюции сформировался ряд особенностей, позволяющих вести полноценную жизнь в невыносимых для южан погодных условиях. По словам медиков, пищеварительная система коренных жителей Заполярья переваривать белки и жиры животного происхождения в огромных количествах без вреда для организма. Это позволяет накапливать необходимый запас энергии для поддержания нормальной температуры тела в самые лютые морозы.
У жителей Заполярья и характер другой, не такой, как в средней полосе. Человек, попавший в беду на улице зимой за полярным кругом замерзнет насмерть. Люди это понимают и всегда даже незнакомому человеку. Северяне крайне отзывчивы, никого не оставят в беде. Многие туристы, побывавшие за Уралом, не устают рассказывать о самых добрых и сердечных людях, которые живут в зоне вечной мерзлоты. (185 слов) Экстремальная погода привела к исчезновению популяций многих бабочек в России и других странах умеренного климата.
«Оказалось, что многие экстремальные явления крайне негативно влияют на бабочек. Вероятно, что жара зимой заставляет бабочек из спячки и затем гибнуть, когда холода возвращаются», - написала в статье эколог Альдина Франко.
В 2015 году подсчеты британских ученых и любителей природы показали, что к 2050 году шесть видов бабочек могут полностью исчезнуть в мире.
Анализ 37 лет наблюдений показал, что больше всего на жизни бабочек влияют аномальная жара зимой, холод летом, проливные дожди неделями, засухи и другие экстремальные погодные явления.
По мнению ученых, странам умеренного пояса, в том числе Великобритании, необходимо предпринять меры по защите бабочек. (111 слов)
Заполни таблицу «Сравнение текстов»
Категории для сравнения Текст 1 Текст 2
Заголовок
Ключевые слова и словосочетания
Общая тема для двух текстов
Тема текста
Стиль
Привести 1-2 доказательства стиля
Цель
Целевая аудитория
ПИСЬМО –
Выполните одно из двух предложенных заданий. Напишите эссе (не менее 100 слов)
1. Напишите эссе-повествование на тему «Мой вклад в программу «Год молодёжи в Казахстане», предложите свой план действий и расскажите о нём. Соблюдайте структуру текста-повествования, используйте вводные конструкции, предложения с косвенной речью.
2. Напишите эссе-рассуждение на тему «Нужно ли людям готовиться к глобальному изменению климата?». Если ваш вывод будет утвердительным, предложите свой путь выхода из экстремальной ситуации, связанной с природными катаклизмами. Соблюдайте структуру текста-рассуждения, используйте вводные конструкции, предложения с прямой и косвенной речью.
Схема выставления за раздел «Чтение».
Критерий оценивания Номер задания Дескриптор
Обучающийся
Сравнение текстов №1 Определяет заголовок двух текстов 1
№2 Выписывает ключевые слова и словосочетания 1
№3 Определяет общую тему для текстов, тему для каждого текста 1
№4 Определяет стиль текста, приводит 2 доказательства стиля 1
№5 Определяет цель и целевую аудиторию текста 1
Всего
Схема выставления за раздел «Письмо».
Критерий оценивания Номер задания Дескриптор
Обучающийся
Составляет эссе-рассуждение №1,2. Составляет эссе-рассуждение в соответствии с темой 1
Составляет эссе в соответствии с структурой 1
Учитывает целевую аудиторию письма 1
Использует предложения с прямой речью 1
Расставляет знаки препинания на письме в предложениях с прямой речью 1
Использует предложения с косвенной речью 1
Расставляет знаки препинания в предложениях с косвенной речью 1
Использует наречия в сравнительной степени (4) 1
Соблюдает орфографические нормы 1
Соблюдает пунктуационные нормы 1
Всего
ответ: Приставка про- употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия сквозь что-либо (проломать); б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть); в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть); г) доведение действия до нужного предела (прочитать).
Объяснение:
Объяснение:
1)Меня часто спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям. (2)Я говорю: – Потому что море я полюбил в детстве. (3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю. (4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку. (11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…
1
Москва, 2020
(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь. – (22)Кнабель, это ты стырил книгу? – (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил. – (24)Ну, только выйди, – нехорошим голосом предупредил Лёшка. (25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал: – Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть. (27)А эту читай ещё, если охота… (28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне… (По В.П. Крапивину*)