текст 5. тезки
в квартале от них жил давнишний приятель отца, к которому сашка часто бегал в гости. мальчик любил сидеть под вербой и слушать рассказы о том, как «однажды двое наших солдатов стояли против четверых ихних» или как «наши брали языка, да в потемках обознались». сашка часто смотрел на него завороженными глазами. этого папиного знакомого звали александр кузьмич. он был простой столяр, но много повидал на своем веку: служил на границе, занимался ветеринарией, лечил скотину в деревне, строил железную дорогу, работал комбайнером, во время войны пешком европу. соседних детей он любил и . бывало в день получки или премирования он угощал всю детвору во дворе кренделями, политыми глазурью и обсыпанными маком. ему столько много хотелось дать детям! в этом человеке были сплавлены многие качества, в том числе и чувство юмора. сашу называл зубрилой за высокие результаты в учебе, но, кажется, за это и уважал.
– ну, что, тезка ты моя, кем будешь? какие у тебя намерения? профессором или генералом? – спрашивал он, подмигивая и улыбаясь себе в усы.
– я хочу изучать эсперанто…
– это что за зверь такой?
– это, дядь саша, международный искусственный язык. он построен на основе интернациональной лексики. особую роль играют словообразовательные аффиксы…
– эк тебя понесло! на меня от таких слов дремота нападает. а моряком там… или летчиком-испытателем, а? ты ж парень! а это…исперанто твое – сплошная бюрократия!
поставьте ударения в следующих словах. проверьте по орфоэпическому словарю.
, бюрократия, верба, ветеринария, давнишний, дремота, квартал, комбайнер, намерения, премирование, столяр, тезки.
какое слово употреблено без учета его многозначности? исправьте предложение, в котором оно употреблено.
укажите случаи ошибочного использования одного из членов паронимической пары. дайте пояснения.
какие термины использованы в тексте? какова их функция? насколько они уместны?
укажите предложение, в котором разрушен фразеологический оборот. внесите исправления.
укажите стилистическую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
укажите просторечные грамматические формы. какова их стилистическая функция в данном тексте? исправьте их, заменив .
определите род следующих существительных. всегда ли они верно употреблены в тексте?
детвора, зубрила, саша, тезка, эсперанто.
найдите в тексте речевой штамп и избавьтесь от него.
укажите ошибочно построенное предложение с однородными членами. исправьте его.
определите функционально-стилистическую принадлежность текста и тип речи. обоснуйте свой вывод.
…Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
В 1930-х годах советские власти намеревались продать полотно. Покупателя не удалось найти из-за того, что знатоки девятнадцатого-начала двадцатого века сомневались в его подлинности.Для духовных стихотворений Александра Сергеевича характерна покаянная тема. Достаточно вспомнить хотя бы переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны…». Причем зачастую лирический герой Пушкина находится в предвкушении покаяния. Эта тенденция нашла отражение и в «Возрождении». Картина выступает в роли метафоры человеческой души – творения Господа. Ее марает некий варвар, то есть грех или демон-искуситель. Поэт не говорит, какая сила чуждым краскам ветхой чешуей. Если воспринимать стихотворение через призму православного христианства, становится ясно, что речь идет как раз о покаянии. Именно оно привело лирического героя к желанному духовному возрождению.
В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл.
В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения. Пятая строфа очень похожа на первую. Пушкин пробуждается, возрождается. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить.