Текст изложения для 5 класса
Гусь
Гусь гулял во дворе и нашел сухую корку хлеба. Он стал клювом долбить эту корку, чтоб ее разломать и съесть. Но корка была очень сухая. И гусь никак не мог ее разломать. А сразу проглотить всю корку гусь не решался, потому что это, наверно, опасно было для гусиного здоровья.
Я хотел разломать корку, чтобы гусю. Но он не позволил мне дотронуться до своей корки. Наверно, он подумал, что я сам хочу ее съесть. Тогда я отошёл в сторонку и смотрю, что будет дальше. Вдруг гусь берет клювом эту корку и идет к луже. Он кладет эту корку в лужу. Корка становится мягкой. И тогда гусь с удовольствием ее кушает. Это был умный гусь.
(По М. Зощенко)
В XIV—XV вв. с началом формирования азербайджанского тюркоязычного этноса — основного народа, населяющего Азербайджан, возникает и его культура, не имевшая первоначально своих стабильных центров, и её довольно трудно для данного времени отделить от османской культуры. В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры — Южный Азербайджан и Равнинный Карабах, которые окончательно сложились уже позже, в XVI—XVIII вв[2]. Говоря о возникновении азербайджанской культуры именно в XIV—XV вв., следует иметь в виду прежде всего литературу и другие части культуры, органически связанные с языком. Что касается материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Став самостоятельной, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись и общей религией, и общими культурно-историческими традициями[2].
(2)Та же бочка стоит посредине двора.
(3)Тот же Еремей тянЕт к ней ту же упИрающуюся Буланку.
(4)Тот же пЕтух озабочЕНно что-то толкуЕт под бочкой своим курам и сердится по-прежнему, что они не понимают его.
(5) Все то же, но все радует и будто говорит ТемЕ, что он опять здоров, что все только и ждали его выздоровления.
1.Сложное предложение с подчинительным союзом причины: (4)
2. Предложение с таким же союзом: (5); изъяснительный союз ЧТО.
3. Сочинительные союзы и их разряды:
в 4-м – И (соединит.);
в 5-м – НО (противит.), И (соединит.).
4. Сочинительный союз, который соединяет части сложного предложения: НО (в 5-м).
5.Однокоренные слова:
ничто – что-то
(корень ͡ : -ЧТО, приставка ¬: НИ-, суффикс ˄: -ТО, основы: ничто, что-то; окончания нет вообще);
здоров□ – выздоровления
( ͡ : -здоров-/-здоровл-; ¬: ВЫ-; ˄: -ени[й’]; □: -[а]).