В рассказе "Наука ненависти" нравственный выбор сводится к одному выводу:мстить врагу, уничтожать врага. Герой рассказа лейтенант Громов с ненавистью смотрит на поверженного врага - у него нет жалости даже к немцам. Но к этому чувству он пришёл, пережив немало испытаний, пройдя через ужас плена, видя нечеловеческие страдания мирных советских людей. В сознании Громова утвердилось убеждение: это нелюди, они не имеют права жить. М. Шолохов устами своего героя утверждает известную истину, известную ещё со времён Александра Невского: "Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет."
7. Мария ничего не ответила и, (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора, (3) стала гладить собаку, (4) хотя та мирно спала. 8. Немного позже Чурсины позвонили по телефону, (2) номер которого они узнали в справочной службе, (5) и отменили вызов врача. 9. Лось так привязался к мальчику, (1) что, (2) когда тот уходил куда-либо, (3) зверь тревожно нюхал воздух и отказывался есть. 10. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье и, (2) хотя слова её были привычными, (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце, (4) словно всё услышанное происходило с ним. 11. Снег засыпáл следы путников, (1) и стало ясно, (2) что если снегопад не прекратится к ночи, (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом. 12. Елена размечталась до того, (1) что, (2) когда услыхала звонок в дверь, (3) не сразу поняла, (4) что происходит. 13. По ночам к реке подвозили лес, (1) и, (2) когда белый туман закутывал берега, (3) все восемь рот настилали доски на обломки мостов. 14. Я думал о людях, (1) чья жизнь была связана с этой историей, (3) и мне захотелось узнать, (4) что с ними стало.
8. Немного позже Чурсины позвонили по телефону, (2) номер которого они узнали в справочной службе, (5) и отменили вызов врача.
9. Лось так привязался к мальчику, (1) что, (2) когда тот уходил куда-либо, (3) зверь тревожно нюхал воздух и отказывался есть.
10. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье и, (2) хотя слова её были привычными, (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце, (4) словно всё услышанное происходило с ним.
11. Снег засыпáл следы путников, (1) и стало ясно, (2) что если снегопад не прекратится к ночи, (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
12. Елена размечталась до того, (1) что, (2) когда услыхала звонок в дверь, (3) не сразу поняла, (4) что происходит.
13. По ночам к реке подвозили лес, (1) и, (2) когда белый туман закутывал берега, (3) все восемь рот настилали доски на обломки мостов.
14. Я думал о людях, (1) чья жизнь была связана с этой историей, (3) и мне захотелось узнать, (4) что с ними стало.