Тест 1.Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это… a) национальный язык Российской Федерации;
b) государственный язык Российской Федерации;
c) язык межнационального общения;
d) один из шести официальных языков ООН;
Тест 2. Среди важнейших функций языка НЕ выделяется:
a. Когнитивная (мыслительная)
b. Номинативная (функция называния предметов и явлений)
c/ Коммуникативная (общения)
d. утвердительная
Тест 3. Среди форм национального языка как отдельную форму НЕ выделяют:
a. просторечие
b/ территориальные диалекты
c. литературный язык
d. московский говор
Тест 5. Какой форме языка соответствует следующая фраза: В зале не было свободных местов:
a) литературному языку;
b) просторечию;
c) жаргону;
d) диалекту.
Тест 6. Найдите утверждение, соответствующие действительности.
Правильность речи означает:
a) её соответствие общепринятым нормам поведении;
b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;
c) её соответствие нормам литературного языка;
d) её соответствие диалектным нормам.
Тест 7. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.
a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов
литературного языка.
b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы
является художественная литература.
c) Нормы литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.
d) Нормы литературному языку сохранить общепоятность.
Тест 8. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в
словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Тест 9. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические
нормы – это…
a) нормы ударения и произношения;
b) нормы построения словосочетаний и предложений;
c) нормы употребления многозначных слов;
d) нормы образования грамматических форм.
Тест 10. Найдите утверждение, соответствующее действительности.
Тест 11. Морфологические нормы связаны.
a) С основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;
b) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;
c) с правилами построения предложения;
d) с соблюдением норм согласования и управления.
Тест 12. Найдите утверждение, соответствующее действительности.
Синтаксические нормы регулируют:
А)употребление слова в соответствии с его лексическим значением;
c) правила построения предложения;
d) употребление многозначных слов.
Тест 13. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…
a) с развитием языка;
b) с развитием общества;
c) с развитием литературы;
d) с развитием мышления.
Тест 14. Что не является источником изменения норм?
a) Неологизмы;
b) разговорная речь;
c) диалекты;
d) заимствование.
Тест 15. Найдите ряд, в котором речь идет о вариативных нормах.
a) Кузен [зэ];
b) амнезия [нэ];
c) антенна [тэ];
d) д´епо [допуст. дэ].
Тест 16. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных (строгих) нормах.
a) Маркетинг (допуст. маркетинг);
b) лорн´ет [допуст. нэ];
c) де-фактор [дэ];
d) лот’ерея [допут. тэ].
Тест 17. В каком ряду приведены неравноправные варианты:
a) [д’]екан и [дэ]кан;
b) [с’]ессия и [сэ]ссия;
c) Но [в’]лла и но[вэ]лла;
d) [т’]ермин и [тэ]рмин.
Тест 18. В каком ряду приведены равноправные варианты:
a) иначе и иначе.
b) звонит и звонит;
c) бюрократия и бюрократия;
d) жалюзи и жалюзи.
ответ
грянул( гл, двумя чертами подчеркиваем) гром ( сущ, одной чертой подчеркиваем)
закружились( гл, двумя чертами подчеркиваем) смерчи( сущ, одной чертой подчеркиваем)
начался( гл, двумя чертами подчеркиваем) фейерверк( сущ, одной чертой подчеркиваем)
взвился( гл, двумя чертами подчеркиваем) дракон( сущ, одной чертой подчеркиваем)
распустилась( гл, двумя чертами подчеркиваем) клумба( сущ, одной чертой подчеркиваем)
жужжит( гл, двумя чертами подчеркиваем) пчела( сущ, одной чертой подчеркиваем)
обстоятельства:
в полночь - обстоятельство времени
в воздухе - обстоятельство места
в небо - обстоятельство места
через минуту- обстоятельство времени
рядом - обстоятельство места
Объяснение:
Письменная речь
– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.
П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма).
Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.
Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.
Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизне элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.
Объяснение: