Упражнение 1.
Перед вами отрывок из публицистики военных лет. Какие средства и стилистические приемы использовал автор, чтобы воздействовать на чувства читателя, убедить его, побудить к определенным поступкам, действиям?
Не мы хотели этой войны. Не мы перед ними отступим. Фашисты начали войну. Мы ее кончим победой - победой труда и свободы. Война - тяжелое суровое дело, но наши сердца закалены. Мы знаем, какое горе принес фашистский захватчик другим народам. Мы знаем, как он останавливается, когда видит достойный отпор. Мы не дрогнем. (И.Эренбург).
Упражнение 2.
Спишите сначала предложения, в которых есть синтаксический параллелизм, затем предложения лексическим повтором. Проанализируйте оставшиеся предложения. Найдите в них троп или стилистическую фигуру.
1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин) 2) Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. 3) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И. Бунин.) 4) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников.) 5) О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок.) 6) Деточка, все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский)
Упражнение 3.
Прочитайте маленький эпизод из толстовского рассказа "После бала", где, однако, содержится поворотный пункт рассказа - смена реальных событий и перемена в душе героя. Найдите градацию, которая показывает нам, что дальше жизнь героя изменится.
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.
Відповідь:
Как изучают климат? ПредпОложим, что на какой-либо метеорологической станции ведутся наблюдения за пОгодой на протяжении многих лет. Тогда на основании записей о пОгоде можно изучить характер измЕнений (в пределах этих лет) наиболее важных, но отдельно взятых свойств пОгоды. Так, например,(ВВОДНОЕ СЛОВО) можно выписать подряД изо дня в день все отмеченные в январе значения тЕмпературы воздуха. Среди многих величин можно найти наименЬшее и наибольшее значение тЕмпературы воздуха, можно также расСчитать среднюю величину из встречающихся её значений для данного месяца года. То же можно сделать и для ряда других метеорологических элементов, как то: влажности воздуха, скорости ветра и пр.
О, как то: О, О и ОПояснення:
Н.ф. (что делать?) Причинять.
Морф. признаки:
пост: не сов.вид, 1 спр.
не пост: мн.ч. 3 лицо. Н.в.
(Что делают?) причиняют. сказуемое.
Не боятся- глагол т.к. обозн. действие предмета.
Н.Ф. (что делать?) Не бояться.
Морф. признаки:
пост: не сов.вид. 2 спр.
не пост: мн.ч. 3 лицо. Н.в.
(Что делают?) не боятся. сказуемое.
Уничтожают- глагол т.к. обозн. действие.
н ф. уничтожать.
морф. признаки
пост: не сов. вид. 1 спр.
не пост: мн.ч. 3 лицо. н.в.
(Что делают?) Уничтожают. сказуемое.
Борются - гл. т.к. обозн действие.
н.ф. бороться
морф признаки.
пост: не сов.вид. 2 спр.
не пост: мн.ч. 3 лицо. Н.в.
(что делают?) борются. Сказуемое.