Упражнение 159. Укажите однородные члены предложения, определите вид связи, объясните постановку пропущенных знаков препинания.
I. 1. Без мыслящего существа не было бы ни
шего ни настоящего. 2. За двойными рамами снег да сне-
гири да причуды инея да прямая линия от твоей лыжни.
(С. См.) 3. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и
мирные места. (Нар.) 4. Среди рек есть большие и малые
спокойные и бурные быстрые и медленные. 5. Не ведаю ни
ветра я ни холода ни зноя.
II. 1. Глупость человека сказывается или из его действия
или из его слов. (П.) 2. То ль от зноя то ль от страха подо-
шла усталость. (Багр.) 3. А за окном то дождь то снег. (Ош.)
4. Забл..стели на каплях орешника не то капли росы не то
капли вечернего дождя. (Пауст.) 5. После каждой поез..ки
появлялся то новый рассказ то повесть то просто короткая
запись в дневнике. (Пауст.)
III. 1. Говорит он (по)русски чисто но очень любит щего-
лять «научными словами. (Б. Мож.) 2. Снег теперь падал
тише (за)то усилился ветер. (Б. Мож.) 3. 3..ря бывает не
только утренняя но и вечерняя. (Пауст.) 4. Он (не) играет и (не)поет но имеет какое-то отношение к музыке и пению.(Ч.) 5. (Не) долго век у цветка да ярок. (Астаф.)
Начало: Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.
Основа: Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.
Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам.
Много легенд сложено о домбыре. Вот одна из них:
— Давно это было. Очень давно…
Еще, когда домбыра была четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ по имени Джучи.
Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель, расширявших территориальные границы степного государства моголов (так раньше назывались монголы). Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын — Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» — жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть…
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему поет