Упражнение 173. В приведённом ниже тексте найдите примеры метонимии и метафоры. Они [Пелагея и Дуняшка] вошли на главную улицу, и город за- хватил их своим жёстким людским водоворотом. Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки, шарфы и шарфики. Проходившие очки удивлённо и близоруко косились на Пелагеин передник. Вертлявые береты больше поглядывали на Ду- няшку. Она даже слышала, как один берет сказал другому: «Гляди, какая вишенка! Блеск! Натуральный напиток!» И она деревенела от робости и смущения. Шныряли авоськи с картошкой и хлебом, плавно покачивались сетки с мандаринами, робко шаркали матерча- тые боты, подпираемые костыликом. А над всем этим людским пото- ком каменными отвесными берегами высились дома. (Е. Носов) 187
уже много десятилетий с того 9 мая, когда закончилась Вторая мировая война. Мы, современная молодежь, даже представить не можем всех ее ужасов. И это хорошо. Нам очень повезло жить в мирное время, иметь много возможностей в жизни. Мы знаем о войне из рассказов стариков и из книг по истории. А для миллионов людей эти страшный события были реальностью.
Война принесла много горя. Наверно, в каждой семье потеряли любимых людей, у многих из них даже нет могилы… Молодые парни погибали в страшных боях, не попробовав как следует жизни. Дети военных лет не могли и думать о красивых игрушках. Они не могли даже нормально ходить в школу. Многие из них остались сиротами. А с войны возвращались калеки, не только с ранами на теле, но и с болью в душе.
С ( с ) -согласный ,твёрдый парный ,глухой парный .
А ( а ) -гласный ,ударный .
Л ( л ) -согласный ,твёрдый парный ,звонкий непарный .
О ( а ) -гласный ,безударный .
4 буквы ,4 звука .
Свёклу -свёк/лу , 2 слога ,( с в* о к л у ) ,ударение на первом слоге .
С ( с ) -согласный ,твёрдый парный ,глухой парный .
В ( в* ) -согласный ,мягкий парный ,звонкий парный .
Ё ( о ) -гласный ,ударный .
К ( к ) -согласный ,твёрдый парный ,глухой парный .
Л ( л ) -согласный ,твёрдый парный ,звонкий непарный .
У ( у ) -гласный ,безударный .
6 букв , 6 звуков .