Вопрос 1 Укажите, где правда, а где ложь.
Варианты ответов
в 19 в. было написано много чудесных стихов о Родине и природе
поэты в 19 в. заложили традиции пейзажной лирики
стихи поэтов 19 века были очень похожи друг на друга
Вопрос 2
Что не относится к утверждениям о пейзажной лирике поэтов 19 века?
Варианты ответов
природа и её явления показываются живыми и чувствующими
в стихотворениях часто описывается красота родного края
природа не пробуждает в поэтах особенных эмоций
в стихах поэты показывали единство человека с природой
Вопрос 3
Этого поэта ХХ века мы вспоминаем в первую очередь, когда речь заходит о пейзажной лирике. За 30 лет своей жизни он написал очень много стихов, посвящённых природе, русской деревне, Родине. В ответе укажите фамилию поэта.
Вопрос 4
Кто из этих поэтов творил в 20 веке?
Варианты ответов
Рубцов
Лермонтов
Плещеев
Блок
Ахматова
Вопрос 5
Выберите неверно процитированные строки из стихотворения А. Блока "Летний вечер".
Варианты ответов
Дремотой голубой объята Трава некошенной межи.
Над рощей - розовый диск луны...
Умчись без цели на коне...
И замирает песня жницы Среди полночной тишины.
Вопрос 6
Эта поэтесса была призвана классиком ещё при жизни. Она писала в основном любовную лирику, в которой передавала тончайшие оттенки человеческих чувств. В ответе укажите фамилию поэтессы в начальной форме.
Вопрос 7
Выберите цитаты, которые содержат эпитеты.
Варианты ответов
Она горит над зимним серебром…
И лёгкости своей дивится тело...
Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья...
С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода...
Вопрос 8
Правильно сопоставьте строки из стихотворений и авторов этих строк.
Варианты ответов
Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли...
И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.
На пеньке у омута лесного Песенку Алёнушки поёшь...
Шумят деревья весело-сухие, И тёплый ветер нежен и упруг.
Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу…
Вопрос 9
Укажите, правда или ложь.
Варианты ответов
А. Прокофьев не был популярным поэтом в СССР, его стихи постоянно попадали под репрессии
Д. Кедрина интересовали в основном яркие исторические личности и события
у А. Прокофьева и Д. Кедрина есть стихотворение, которое посвящено образу с одной и той же картины
Н. Рубцов знаменит своими стихами о природе Русского Севера
Вопрос 10
Выберите строки стихотворений, в которых есть олицетворения.
Варианты ответов
Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел...
И цветёт дурман-цветком багульник Рядом, у заглохшего пруда.
Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.
Звезда полей во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью.
И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поёшь.
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу...
2)Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах (каких?) Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель…
3)Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
4)У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал (какой?),
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
5)Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет (какой?),
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
6)Все (какое?), чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все (какое?), что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в восемнадцать лет…
Онегин(А.С. Пушкин)
поразительное написала Марина Цветаева в своем очерке «Пушкин
и Пугачев», где, по сути, признавалась в любви к ...Пугачеву, которого
она называет В о ж а т ы м , вкладывая в это слово магический
смысл. Марина Цветаева прочитала повесть Пушкина в семь лет, и с
этого момента Пугачев поразил ее воображение: «О, я сразу в Вожатого
влюбилась, с той минуты сна, когда самозванный отец, то есть
чернобородый мужик, оказавшийся на постели вместо гриневского
отца, поглядел наменя веселыми глазами. Икогдамужик, выхватив
топор, стал махать им вправо и влево, я знала, что я, то есть
Гринев, уцелеем, и если боялась, то именно как во сне, услаждаясь
безнаказанностью страха, возможностью весь страх, безнаказанно,
до самого дна, пройти. (Так во сне нарочно замедляешь шаг, дразня
убийцу, зная, что в последнюю секунду - полетишь). И когда страшный
мужик ласково стал меня кликать, говоря:-Не бойсь! Подойди
под мое благословение!-я уже под этим благословением - стояла,
изо всех своих немалых детских сил под него Гринева - толкала: -Да
иди же, иди, иди! Люби! Люби!-и готова была горько плакать, что
Гринев не понимает (Гринев вообще не из понимающих) - что мужик
его любит, всех рубит, а его любит, как если бы волк вдруг стал сам
давать тебе лапу, а ты бы этой лапы - не принял».
Такое романтическое восприятие атамана, руководителя восстания,
было связано с тем, что вся повесть Пушкина пронизана магией
слова (по признанию поэтессы).
В центре повествования - крестьянский бунт и судьба русского
дворянина, сумевшего в очень непростых ситуациях не только отстоять
честь и достоинство своего класса, но и проявить христианское
понимание жизни. В повести выражена мысль, ставшая в наше время
ключевой для понимания природы восстания: «Не приведи Бог видеть
русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (гл. ХШ). Бессмысленный
- потому что он не достигает своей цели (все революции
в мире не смогли решить свои задачи), беспощадный - потому что
льются реки крови и все заливают на своем пути.
Пушкин, работая над своей повестью, изучая историю Пугачевского
бунта, размышляя над природой человеческой, над губительностью
человеческих страстей, страшных в своей разрушительности, пришел
к очень мудрому выводу: лучшие и прочнейшие изменения суть
те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных
потрясений политических, страшных для человечества.
К истории создания повести «Капитанская дочка»
Сохранилось несколько планов будущей повести, которые показывали,
как Пушкин шел к последнему варианту, воплотившемуся
уже в последней редакции. В этих планах была фигура Шванвича,
офицера правительственных войск, который с усердием служил
Пугачеву, попав к нему в плен. Подпоручика Михаила Ивановича
Шванвича за учиненное им преступление, что он, будучи в толпе
злодейской, забыв долг присяги, слепо повиновался самозванцевым
приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишив чинов
и дворянства, ошельмовать, преломя над ним шпагу, -прочитал
Пушкин в документах о Пугачевском восстании. Имя Шванвича было
единственным из дворянских имен, которое знал Пушкин. С имени
этого героя, который в начальных планах повести был сослан за
буйство в гарнизон, начинается развитие сюжета, который в дальнейшем
приобретает и другой сюжетный ход, и другие имена.
Был еще в архивных изысканиях и капитан Башарин, который
был захвачен Пугачевым и помилован по солдат. Сначала
Башарин вытеснил Шванвича, потому что с ним связывалась более
интересная интрига. Молодой Башарин попадает в плен к Пугачеву и
становится во главе повстанческого отряда. Он сталкивается со своим
отцом, который должен был погибнуть от руки его товарищей -
пугачевцев. Эта встреча отца и сына в такой страшной ситуации должна
была привести сына к правильному выбору, раскрыть герою
глаза на истинный смысл его общественного поведения. Это только
начальные планы, были и другие имена.
Исследователь Н. Н. Петрунина полагает, что фамилия Швабрин
составлена из двух имен: Шванвич (Шва-) и Башарин (-брин).
Одновременно фамилия Швабрин образована от слова «швабра»,
что, по данным «Толкового словаря живого великорусского языка»
В. И. Даля, в Костромской и Пензенской губерниях означает «дрянной,
презренный, низкий человек». Гринев появился из другого плана
повести, где он носил сначала фамилию Валуев, затем Буланин
(Валуев-Буланин-Гринев).