Все
1 выпишите из текста антонимы, синонимы
2 выпишите из текста обособленные члены(определения, обстоятельства)
3 укажите в сложноподчиненных предложениях вид придаточных( схему тоже надо)
4 каких типы предложений уместны для текста данного типа
национальный язык – это общенародный язык. он охватывает все сферы речевой деятельности и включает в себя язык с его функциональными стилями, диалекты, профессиональные жаргоны и просторечие. язык – понятие более узкое. это язык, обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными.
алфавит, которым мы сейчас пользуемся, называется кириллицей. в ix в. (863 г.) монахи кирилл и мефодий по указанию византийского императора создали славянскую азбуку и с целью распространения христианства перевели первые греческие богослужебные тексты на славянский язык.
до 1702 г. для числовых обозначений и расчетов использовались буквы кириллического алфавита под титлом. в 1702 г. петр i велел издать журнал, в котором были представлены арабские цифры.
кириллическую азбуку начали использовать уже в древнем новгороде. в ходе археологических раскопок были обнаружены берестяные грамоты – записки жителей новгорода бытового содержания. эти находки ix в. свидетельствуют о начале распространения грамотности на руси.
по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
Последний подвиг. Каждый, наверное, слышал о знаменитом советском летчике Валерии Чкалове. Это он первым в мире пролетел из Москвы в Америку без посадки через Северный полюс. Но не все, возможно, знают, какой подвиг совершил этот бесконечно мужественный человек в последнюю минуту своей жизни. Чкалов был военным летчиком-испытателем. Ранним утром 15 декабря 1938 года Чкалов испытывал только что выпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, летчик начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова взмывать кверху, делать резкие повороты и «мертвые петли» . И вдруг могучий рев мотора неожиданно прервался.. . Перебой, еще перебой.. . И мотор смолк. Самолет пролетел по инерции сотню-другую метров и пошел к земле, быстро теряя высоту. Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближний к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной? И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решений, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских.. . Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели.
Объяснение: