Вспоминаем программу 6 класса. РЕШИТЕ ТЕСТ:
1. Что обозначают безличные глаголы?
а) Действия, происходящее без действующего лица; б) Действия, которые не выполняются;
в) Действия, которые не происходят.
2. Укажите предложение с безличным глаголом
а) Наступили холода.
б) Он хочет пить.
в) На улице похолодало. г) Сирень приятно пахнет.
3. Укажите ошибку в морфологическом разборе глагола из предложения: Шила в мешке не утаишь.
а) глагол совершенного вида
б) переходный
в) 1-го спряжения
г) в изъявительном наклонении
4. Найдите верное утверждение:
а) Безличные глаголы стоят в форме 3 лица;
б) Безличные глаголы не употребляются в устной речи; в) В безличных предложениях нет подлежащего.
5. Укажите неверное утверждение
а) образов..вать - в суффиксе пишется Ы
б) холодает - безличный глагол
в) в предложении с безличным глаголом нет подлежащего г) опазд..вать - в суффиксе пишется О
6. Какие глаголы являются безличными?
а) Улыбается, умывается, одевается;
б) Шелестеть, говорить, устремить;
в) Нездоровится, взгрустнулось, дышится.
7. В каком предложении есть безличный глагол?
а) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка; б) Дождик так и льётся, лужи у крыльца;
в) Из песни слова не выкинешь;
г) Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.
а) Висевшая через плечо сумка ЦЕПЛЯЛАСЬ за камни. б) По сторонам КРАСНЕЛИ кисти рябины.
в) Я ПОМНЮ пустой солнечный двор старого дома.
г) Три экрана ослепительно ВСПЫХНУЛИ.
9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является непереходным глаголом.
а) Дом заведующей Нины Федосьевны Юля ОТЫСКАЛА легко. б) Я вдруг ПОЧУВСТВОВАЛ ужас.
в) Топот ног по каменным ступеням ПРЕРВАЛ наш разговор. г) Синее небо снова ЗВЕНЕЛО над лесом.
10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.
а) Я СЕЛ на валявшийся в траве рассохшийся бочонок.
б) КОМАНДОВАЛ катером парень чуть постарше Юли.(Крапивин В.)
в) Уцелевшими ВЫГЛЯДЕЛИ только две остроконечные шатровые башни. г) Гость РАССКАЗЫВАЛ весёлые студенческие истории.
11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.
а) На сотню километров вокруг СТОЯЛ лес.
б) Во дворе на футбольном поле РЕЗВИЛИСЬ малыши. в) Светловидов ВЫЗВАЛ такси.
г) Светловидов неожиданно РАЗВЕСЕЛИЛСЯ.
12. Укажите предложение, в котором оба глагола являются непереходными.
а) Сыроежкин СТРОИЛ планы мести и один за другим ОТВЕРГАЛ их.
б) Гость несколько раз ВЫХОДИЛ на улицу, ПРОГУЛИВАЛСЯ у подъезда.
в) Профессор ДОСТАЛ из портфеля груду помятых телеграмм и БРОСИЛ их на стол. г) Через секунду я РАЗЖАЛ пальцы и ОТКРЫЛ глаза.
Oбpaзнaя peчь – этo выpaзитeльнaя peчь, нacыщeннaя paзнooбpaзными xyдoжecтвeнными пpиeмaми, в тoм чиcлe, cpeдcтвaми, cвoйcтвeнными пoэзии. Ee вocпpиятиe cлoвнo oживляeт в coзнaнии яpкиe кapтины. Oнa зacтaвляeт cлyшaтeлeй и читaтeлeй иcпытывaть пoдлинныe чyвcтвa.
Стоит взять любое стихотворение А. С. Пушкина в качестве примера, ведь они все насыщены разнообразными художественными средствами, благодаря которым перед нашим внутренним взором предстаёт живая картина:
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Красочные эпитеты заставляют осенний лес оживать на наших глазах, и мы можем прочувствовать весь спектр эмоций, от радости до грусти.
В прозе также можно найти множество примеров образной речи. Обратимся к одному из эпизодов произведения К. Г. Паустовского "Стальное колечко". Метафоры, эпитеты, приёмы олицетворения читателям буквально ощутить тепло весенней погоды и радость героини:
Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга.Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.«Кто же это А я и не разглядела!» – подумала Варюша.Она не знала, что мимо нее весна.
1.-Что ты написал в воскресенье? - Я написал интересный рассказ.-Ты написал его по французски? -Нет я написал по по-русски.-Ты писал рассказ до конца? Можешь дать мне его. - Я писал рассказ весь вечер, но писал не всё,потому что в рассказе были новые слова,а я ненашел свой словарь.2. - Марсель, ты уже написал пятое предложение? - Да, только что кое что осталось . - Дай мне свою тетрадь. Я хочу посмотреть, как ты писал это предложение вот это предложение. А ты уже решил задачу по физике? - Нет еще не не смог . Она очень трудная. 3. - Все пришли? - Нет,Анна еще не пришла. Она еще ключ не может найти его . - Она всегда прячет ключи? - А я сегодня утром нашла в коридоре ключ и не знала, кто спрятал его.Значит,это ключ Анны. -Иди и отдай ей. - Хорошо.