Выпишите из данного списка однокоренные слова, распределив их по группам. подчеркните в однокоренных словах чередование гласных и согласных, если оно имеется.а: 1) голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец; 2) летний, летать, летный, лето, летун, многолетник, однолетки. в: 1) наложить, прилагать, приладить, ложка, ладья, приложение, слагаемое, неполадка, обложка, ладушки. 2) ворота, дворняга, подворотня, воротить, дворник, поворот. с: 1) роса, росток, росомаха, растение, подросток, росистый, выращивать, вращать, расстегнуть, недоросль. 2) горец, горчица, горький, горе, горняк, горчичник, горечь, подгорный, горевать, горчить.
Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути — страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.
Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.
Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе притом даровой.
Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.
Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.
Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю... А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.
Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье...
Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова — весь долг выплачу”.
В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.
Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова — не будет такова” — и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков — осмотреться и успеть всего заготовить впрок.
Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.
Через приметы этой поры наши замечательные писатели талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она...” — читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда... А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде...” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.
Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням:
Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
О дом отеческий! О край всегда любимый!
Родные небеса!..
Объяснение:
оценитеЯ попробую но предупреждаю, что я не преподаватель русского языка, просто я считаю, что надо поставить запятые именно так.
1. Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что известно?)
2. Утром на рассвете зимой редко можно понять, какой будет этот день.(Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что можно понять?)
3. Какое блаженство, что блещут снега, что холод окреп.(Здесь выделяются запятыми два придаточных дополнительных предложения - каждое отвечает на вопрос "что за блаженство?", "в чем блаженство?" - что можно понять? Ну и, конечно, они разделяются между собой запятой, т.к. между ними нет союза. Например, если бы было "Какое блаженство, что блещут снега и что холод окреп.", тогда между двумя однородными придаточными предложениями, относящимися к одному и тому же слову, запятая не ставится. )
4. Он узнал по моему лицу, кто я. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что узнал?)
5. Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (Здесь отделяются запятой от главного предложения два придаточных дополнительных предложения, соединенных союзом "и" . Каждое из них отвечает на вопрос "о чем?" - спрашивать о чем? Ну и, конечно, они не разделяются между собой запятой, т.к. оба этих придаточных предложения относятся к одному и тому же слову и соединены союзом. )
6.Очевидно было, что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (Здесь тот же случай, что и в предыдущем примере, только придаточные дополнительные предложения отвечают на вопрос "что?" - что было ясно?).
7. Я спросил у высокого солнца, как мне вспыхнуть светлее зари. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "о чем?" - о чем спросил?)
8. Казалось, что птичка покорно сторожит в ночной тишине какую-то печальную тайну. (Здесь выделяется запятой придаточное дополнительное предложение - оно отвечает на вопрос "что?" - что казалось?)
9. В детстве мы впервые узнали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы неповоротливые медведи и хитрые лисицы. (Здесь выделяются запятыми два придаточных дополнительных предложения - каждое отвечает на вопрос "что?"- что узнали? Ну и, конечно, они разделяются между собой запятой, т.к. между ними нет союза.