Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает. Но есть серьёзная угроза речевой культуре (и культуре в целом), когда человек даже не представляет себе богатейших ресур- сов и возможностей родного языка в его познавательной и коммуникативной функции. Противостоять этой опасности можно, только признав, что чувствовать язык так же ес- тественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, пе- чаль и радость, и чувство языка надо ценить и развивать. Ведь есть ещё и эстетическая функция языка, которая сов- сем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.
1. Какие особенности публицистического стиля мы видим в этом тексте, посвящённом проблемам научным и соци- альным? Выпишите из текста слова и словосочетания, кото- рые связаны с наукой о языке (признаки научного стиля).
2. Определите тему, основные мысли текста.
3. Что такое чувство языка? Как его можно развивать? На-
пишите об этом.
4. Выпишите из предпоследнего предложения антонимы. Что достигается благодаря их использованию?
5. Укажите средства связи между предложениями в тексте.
а) однотематическая лексика б) лексический повтор
в) местоимения
г) союзы
д) вводные слова
е) неполные предложения
6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) речевая культура
б) противостоять опасности в) эстетическая функция
г) чувство языка
д) богатейшие ресурсы
7. Произведите разбор предложения, соответствующего данной схеме: [ ], (что ), и [ ].
Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог. Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на кого, я следовал по еще не забытому маршруту. Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж. Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке. Я заметил: «Иван, я не вправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!» Он то ли недовольно,то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.