Задание . 1 Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты, укажите определяемые слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Над деепричастиями сверху укажите их вид, выделите суффиксы.
1.Несколько дней лил не переставая холодный дождь.2. В саду шумел мокрый ветер.3. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
4.Был конец ноября – самое грустное время в деревне.5. Кот спал весь день свернувшись на старом кресле и вздрагивал во сне когда темная вода хлестала в окна.
6.Лучше всего было по вечерам. 7.Мы затапливали печи. 8.Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы отложив раскрытую книгу думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.
Задание 2.
Объясните причину ошибок в употреблении деепричастных оборотов, постройте предложения грамотно.
1) Достав из кармана спички, костер загорелся.
2) Закинув удочку, поплавок тотчас пошел ко дну.
3) Развивая интерес к чтению, оно не должно быть случайным.
4) Родившись художником, меня постоянно привлекают картины природы.
5) Назвав девушку красавицей, она очень обаятельно улыбнулась.
6) Посадив сынишку на стул, он вдруг начал капризничать.
Задание 3.
Расставьте недостающие запятые, графически обозначьте одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
1) Женщина тоже смутилась и наклонившись чтобы спрятать лицо, гладила облезлого кота.
2) Сады начали разгораться сбрасывая рассветную дымку.
3) Желтоватый свет падал на землю отражаясь от стен и окон.
4) В шлюпках укрывшись брезентом спали молодые матросы.
5) Смотритель развернул удочки сел свесив ноги с пристани и начал удить.
6) Тихонов ждал поезда волнуясь и глупо надеясь что он отойдет раньше.
7) Медленный дождь падал из брезентовых рукавов разлетаясь под ветром.
8) Ветер переворачивал страницы то вперед то назад разыскивая любимые строчки наконец нашел их и затих
За деревней весело играла кошка с котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
Все согласные звуки – звонкие: деревней, играла, огромный
Все согласные звуки – глухие: кошка
2.смешно - смЕх
вспоминать - вспОмнить, помИнки
принесла - нЁс
Читал - зачИтывать
уходя - ухОд
колоть - кОлет
дрова - дрОвни
одинаково - одИн
холодно - холОдный
Иногда - инОй
интересовала - интерЕс
скорее - скОро
свечу - свЕтит
3.на кожаный верх
верх брички
тяжело упала
крупная капля
капля дождя
упала на верх
4.4.Мы дошли (сов.в.) до дальнего озера. Хозяйничал (несов.в.) западный ветер. Он перелетал (несов.в.) от верхушки к верхушке сосен. Через ветки их проглядывало (несов.в.) бледное небо. С нами в походе был (несов.в.) писатель Гайдар. Мы двигались (несов.в.) медленно. Нога тонула (несов.в.) в зеленом мху. С большим трудом мы добрались (сов.в.) до лесистого бугра и упали (сов.в.) на влажную землю. Гайдар осмотрел (сов.в.) местность. Он позвал (сов.в.) нас. На почве выделялись (несов.в.) громадные следы лося. Мы пошли (сов.в.) по лосиному следу. Он привел (сов.в.) к роднику.
5.А (союз) березы (сущ.) согнулись (глаг.) дугой (сущ.) под (предлог) тяжестью (сущ.) снега (сущ.)
Объяснение:
Відповідь:
Послушайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Скажите, в чём
заключается принцип «үлкен кіші» (старший младший)? Найдите в
тексте предложения с причастиями, выпишите их и задайте к ним вопрос.
«Үлкен
Kiri
В казахской семье уважение к родителям, по традиции прививаемое
с раннего детства, является важной национальной чертой.
Общий основополагающий принцип взаимоотношений
внутри
казахской семьи это принцип «үлкен кіші» (старший - младший),
являющийся основой воспитания у казахов. Он означает, что старший
член семьи должен осознавать свой статус и быть позитивным примером
для младшего, а младший должен уважать старшего и брать с него пример.
Человек, воспитанный в соответствии с этим принципом, воспринимает
его как универсальный: с уважением надо относиться к любому более
старшему человеку, а тот, в свою очередь, вправе рассчитывать на
уважение тех, кто моложе.
Поэтому в общественных
молодых людей, воспитанных
в соответствии с этим принципом, не нужно просить уступить место
послому человеку в транспорте ему донести сумку или перейти
улицу.
(По с.л. Евдокимовой, Н.А. Цветковой)
местах
Пояснення: