Задание 1. Прочитайте текст, выполните задания.
Определите тему прочитанного текста, аргументируйте ответ. [1 б]
Определите тип текста, аргументируйте ответ. [2 б]
Вы прочитали текст об Ы. Алтынсарине. Чем он вам запомнился: актуальность, ценность, качество, полезность. [2б]
Составьте 2 толстых вопроса по данному тексту. [2б]
Любой народ по праву гордится людьми, внесшими вклад в развитие и становление государства. И именно поэтому, в нашем независимом Казахстане чтят память о многих политиках, общественных деятелях, поэтах и писателях.
Одним из таких выдающихся личностей является Ыбырай Алтынсарин – поэт, прозаик и переводчик. Это человек, создавший первые школы для детей из простых казахских семей.
Сам Ыбырай с самых маленьких лет пристрастился к чтению. Он любил читать произведения Пушкина, Лермонтова, а также произведения писателей зарубежной литературы. Благодаря настойчивости своего характера, он успешно обучается и работает переводчиком, занимается преподавательской деятельностью. Мечтой нашего молодого тогда еще земляка было детям из простых семей получать знания.
И вот, 8 января 1864 года, первая начальная школа для мальчиков открывает свои двери. Она была построена на средства местного населения, а также личные сбережения самого Алтынсарина.
Спустя несколько месяцев, молодой учитель запишет в своем дневнике: «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям всего три месяца, а мои ученики уже освоили навыки письма и чтения. Я верю, что через несколько лет они пополнят ряды образованнейших людей нашего общества. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость».
Трудами выдающегося просветителя являются – десятки построенных школ, сотни благодарных учеников и тысячи продолжателей его славного дела.
Леса – это украшение земли, её великолепный и удивительный наряд. И это – не только источник сырья. Леса – это самый верный наш в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески. Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесых областях. Леса останавливают рост оврагов.
Но и это не всё. Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зелёные лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.
Многие болели за леса, писали о них, старались передать читателю свою любовь к нашим зелёным «океанам», к нашим лесным богатствам.
Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожжённый солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и всё его тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всём: в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру около каких-нибудь лесных вод – тёмных и глубоких – человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.
Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок от костров.
Ну и раз это изложение с элементами сочинения необходимо выразить свою точку зрения на поставленную тему