Сенека и клавдий в «утешении к полибию» сенека, соблюдая требования этикета, через секретаря обращался к самому кесарю, воплощавшему величие государственной власти. он повел себя в полном соответствии с законами и обычаями своего времени, но вместе с тем. как мы постарались показать, совершил поступок политического значения. что бы ни утверждал источник (явно недоброжелательный) диона кассия, столь охотно цитируемый новейшими исследователями, публикация этого небольшого сочинения нисколько не повредила репутации его автора, скорее наоборот. возвращение из ссылки сенеки, уже добившегося к этой поре известности, воспринималось общественным мнением положительно. частично выразителями этого мнения были, бесспорно, сенаторы, особенно те, кто болезненно воспринял «злодеяния» агриппины — их имена приводит тацит, и кого агриппина как раз и старалась переубедить, призывая сенеку. невозможно предположить, чтобы этим людям показалось оскорбительным «прошение», поданное сенекой; а возвращение в активную политическую жизнь этого человека, уже доказавшего в прошлом свою верность принципам традиции августа, они не могли воспринимать иначе как с удовлетворением.впоследствии сенека жестоко высмеял клавдия в «апоколокинтосе», и новейшие критики совершенно справедливо отметили резкий контраст этого произведения с «утешением к полибию». между тем ничего возмутительного мы в этом не усматриваем. избрав в качестве «посредника» полибия, сенека обращался к принцепсу; после смерти клавдия он воспользовался своим правом для вынесения суда над человеком. добродетели, приписываемые им клавдию в первом труде, относились к числу тех, какими должен обладать кесарь и которые предполагать в нем обязывали автора приличие и дух государственности. сенека обращался не столько к конкретному, сколько к идеальному принцепсу.
Человек – существо социальное. Так или иначе мы всегда
зависим от окружающих: на работе, в кругу друзей, в кругу семьи. Наша жизнь
складывается из наших поступков и поступков других людей по отношению к нам.
Здесь действует золотое правило: относись к другим так, как хотел бы, чтоб
относились к тебе. Всегда неприятны и опасны грубость, неуважение, равнодушие, злость,
зависть. Данные качества порождают негатив, да и более того нанести душевную
рану. Поэтому так или иначе каждый человек надеется получить положительные
эмоции при общении с другими людьми. Но как важно получать позитивное, так же
важно и нести позитив, добро в ответ. Добро для меня – это проявление эмпатии,
сопереживания другим людям поставить себя на место другого. Быть
добрым, делать добрые дела – значит, день за днем становиться мудрее, честнее.
Добро необходимо человеку как воздух: творя добро, ты очищаешь душу, чувствуешь
в себе силу, правду!
Но доброта – это не благотворительность, она должна быть
избирательна и умна! Вспомним «Бесприданницу» Н. Островского: Карандышев,
изъявляя желание жениться на Ларисе, в его понимании проявляет «великую доброту»
к бедной девушке, Кнуров «по доброте душевной» (выиграв пари) хочет увезти
девушку своей содержанкой в Париж. Но добро ли это для Ларисы? Нет, внешне
положительный поступок обрекает героиню на «душевную тюрьму» и несчастную жизнь
без любви. Таким образом, добрый поступок всегда предполагает нечто хорошее для
всех. Так, в романе «Война и мир», в эпизоде, где Ростовы покидают осажденную
французами Москву, Наташа Ростова, оставив почти все подводы для раненых,
лишила всю семью большей части имущества, но множество жизней солдат…и
свою душу от угрызений совести. Она поступила честно, мудро, добро! Доброта
есть наша совесть, мерило наших поступков. Быть добрым – значит учиться
доброте, учиться быть честным перед самим собой, учиться быть настоящим
человеком!