Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим количеством производителей и потребителей товара, при этом не один из участников не может оказать влияние на рыночную цену. Товар, предлагаемый производителями совершенно одинаковый, вход в рынок новых участников и выход из него не ограничен, а доступ к информации всех продавцов и покупателей свободный.
К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести:
- оптимальное ценообразование;
- производственную эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся:
- для производителей и потребителей равенство возможностей создаётся, но это не гарантирует равенства результатов;
- учитываются лишь те издержки, которые окупаются фирмами, а производство общественных благ не предусматривается;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не инвестировать в обновление технической базы производства и прочие инновации, а потому вытесняются крупными предприятиями;
- не учитываются в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции, она однообразна.
Совершенная конкуренция является абстрактной, маловероятной ситуацией на рынке, поэтому предприятия и организации в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков.
Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, где не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Рынок несовершенной конкуренции разделяют на три основных модели: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия, монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта модель рынка с несовершенной конкуренцией наиболее близка к модели совершенной.
Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия – это форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.
Достоинства несовершенной конкуренции:
- эффективное распределение ресурсов;
- гибкость и высокая степень адаптивности к меняющимся условиям;
- оптимальное использование достижений научно-технического прогресса;
- повышение качества товаров и услуг
- свобода выбора и действий рыночных субъектов;
- возможность удовлетворять различные потребности.
Недостатки несовершенной конкуренции:
- определённый продукт производится только одним, двумя или ограниченным количеством предприятий;
- имеются барьеры для входа новых предприятий, ограниченный доступ производителей и потребителей к информации;
- допускает появление демпинга (продажи предприятием товаров или услуг ниже себестоимости). В этом случае демпинг используется для захвата новых рынков, вытеснения конкурентов. А также с демпинга может проводиться государственная политика, регулируя предложение и цену. Степень контроля над ценами на рынках несовершенной конкуренции такова: если это монополия - она очень высокая, если дуополия или олигополия - частичная.
Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции, производители товаров могут выставлять удобные для себя цены в силу монопольного положения либо низкой насыщенности сегмента рынка, а в условиях совершенной конкуренции производители товаров и услуг не могут выставлять комфортные для себя цены и ориентируются на законы спроса и предложения.
Добавленная стоимость продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без учета НДС и материальными затратами:
ДС (1 ед.прод.) = (22000 - 3667) - (7000 - 1167) = 18333-5833 = 12500 руб.
Рассчитаем величину добавленной стоимости в расчете на одну единицу продукции:
ДС (1 ед.прод.) = 12500 руб./40 изд. = 312,5 руб.
Определим величину НДС, перечисленного в бюджет:
НДС (бюджет) = 3667 - 1167 = 2500 руб.
Величина НДС, перечисленного в бюджет, в % к добавленной стоимости:
НДС (%) = 2500 руб./12500 руб. × 100% = 20%.
Відповідь:
Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим количеством производителей и потребителей товара, при этом не один из участников не может оказать влияние на рыночную цену. Товар, предлагаемый производителями совершенно одинаковый, вход в рынок новых участников и выход из него не ограничен, а доступ к информации всех продавцов и покупателей свободный.
К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести:
- оптимальное ценообразование;
- производственную эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся:
- для производителей и потребителей равенство возможностей создаётся, но это не гарантирует равенства результатов;
- учитываются лишь те издержки, которые окупаются фирмами, а производство общественных благ не предусматривается;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не инвестировать в обновление технической базы производства и прочие инновации, а потому вытесняются крупными предприятиями;
- не учитываются в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции, она однообразна.
Совершенная конкуренция является абстрактной, маловероятной ситуацией на рынке, поэтому предприятия и организации в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков.
Рынок несовершенной конкуренции – это рынок, где не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Рынок несовершенной конкуренции разделяют на три основных модели: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия, монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта модель рынка с несовершенной конкуренцией наиболее близка к модели совершенной.
Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия – это форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.
Достоинства несовершенной конкуренции:
- эффективное распределение ресурсов;
- гибкость и высокая степень адаптивности к меняющимся условиям;
- оптимальное использование достижений научно-технического прогресса;
- повышение качества товаров и услуг
- свобода выбора и действий рыночных субъектов;
- возможность удовлетворять различные потребности.
Недостатки несовершенной конкуренции:
- определённый продукт производится только одним, двумя или ограниченным количеством предприятий;
- имеются барьеры для входа новых предприятий, ограниченный доступ производителей и потребителей к информации;
- допускает появление демпинга (продажи предприятием товаров или услуг ниже себестоимости). В этом случае демпинг используется для захвата новых рынков, вытеснения конкурентов. А также с демпинга может проводиться государственная политика, регулируя предложение и цену. Степень контроля над ценами на рынках несовершенной конкуренции такова: если это монополия - она очень высокая, если дуополия или олигополия - частичная.
Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции, производители товаров могут выставлять удобные для себя цены в силу монопольного положения либо низкой насыщенности сегмента рынка, а в условиях совершенной конкуренции производители товаров и услуг не могут выставлять комфортные для себя цены и ориентируются на законы спроса и предложения.
Пояснення: