1. «мёртвые души» являются а) романом; б) поэмой; в) повестью; г) очерком о жизни. 2. в чем заключается смысл названия? а) «мертвые души» - это крепостные крестьяне, умершие, но по документам еще числящиеся живыми; б) «мертвые души» - это помещики-небокоптители и нечестные чиновники. в) автор обращает внимание читателя на мистику и фантастику своего произведения. г) детальное описание аферы чичикова с умершими крестьянами 3. какую часть «божественной комедии» данте должна была соответствовать первая часть «мёртвых душ»? а) ад; б) рай; в) чистилище 4. как звали чичикова? а) сергей иванович; б) николай иванович; в) павел иванович; г) петр иванович. 5. по каким признакам (их несколько), ещё не знакомясь с помещиком, мы можем узнать его характер и внешность? а) говорящая фамилия; б) слухи и разговоры о нем в городе nn; в) умозаключений чичикова; г) описание усадьбы. 6. кого помещиков чичиков посетил первым? в) манилов; б) коробочка; в) собакевич; г) плюшкин. 7. к кому относится эта фраза: «открой, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»? а) ноздрев; б) манилов; в) коробочка; г) собакевич. 8. кто из героев «мертвых душ» так описывает свой стол: «у меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! »? а) плюшкин; б) собакевич; в) ноздрев; г) коробочка. 9. о ком пишет н.в. гоголь: «свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»? а) манилов; б) плюшкин; в) ноздрев; г) чичиков. 10. от кого чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях? а) от собакевича; б) от манилова; в) от плюшкина; г) от коробочки. на обратной стороне листа дайте развернутые ответы на два проблемных вопроса: в чем секрет успеха чичикова при заключении сделок с помещиками? почему у него, тем не менее, случались неудачи? для чего н.в. гоголь включает в свое произведение лирические отступления? 30
I. Беседа по вопросам
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям понять сравнения и эпитеты, с которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад... ”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.