Древнерусская литература — русская литература в период с XI по XVII век. Характерна тесной связью с византийской и болгарской литературными традициями и аскетической христианской направленностью. Часть так называемой Slavia Orthodoxa (современный термин), литературной общности православных славян, существовавшей с IX века до начала Нового времени в условиях единой языковой среды (церковнославянский язык, его изводы, а также близкие к ним национальные литературные языки) и имевшей единый литературный фонд. Древнерусская литература не механически заимствовала, но творчески преобразовала византийскую и болгарскую литературные традиции, с которыми она была тесно связана. Русь усваивала аскетическую византийскую традицию и не приобщалась к столичной константинопольской культуре, воспринимала только собственно христианскую литературу, исключая античную, имевшую широкое распространение в Византии. Одна из причин этого заключается в том, что схожая ситуация уже была создана в южнославянской литературе, ставшей для русской образцом. Античное наследие, ставшее в Византии основой светской образованности, воспринималось на Руси как языческое, а потому вредное для человеческой души и не имеющее культурной ценности[2][5][6]. В качестве источников использовались не только греческие тексты, но и актуальные западные образцы, скандинавские и западнославянские.
исторические песни (ста́рины) — характерные для русского фольклора песни, повествующие о реальном или вымышленном историческом лице или событии[1]. Записано не менее 600 сюжетов исторических песен (как эпических, так и лиро-эпических), многие из которых восходят к XVI—XVIII вв.[2]
Наиболее ранние песни сохранили воспоминания о борьбе с татарами («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич») и древние ладовые особенности[2]. Значительные массивы исторических песен посвящены борьбе Ивана Грозного с врагами, событиям Смутного времени, восстанию Степана Разина, войнам петровского времени[3].
Для исторических песен характерно построение в виде монолога или диалога. Значительная их часть написана акцентным стихом (как правило, двухударным). Сказители на севере России исполняли их в манере былин, в средней полосе — хором «в смешанном аккордово-полифоническом складе»[2]. Со времени Петра I исторические песни получили распространение в солдатской среде, где исполнялись на ритм маршей духовых оркестров и виватных кантов.
Большим разнообразием отличаются исторические песни в казачьем фольклоре. Ритм марша характерен для славильных и других походных песен, которые исполняются мужчинами. В домашнем кругу, с участием женщин и использованием сложных подголосков исполняются «беседные» песни — форма, переходная от песен исторических к протяжным. Сатирические песни на исторические сюжеты близки скоморошинам.
Первая публикация исторических песен с напевами — издание сборника Кирши Данилова, осуществлённое в 1818 году К. Калайдовичем. Под исторические песни стилизованы некоторые из «дум» декабриста К. Рылеева. Песни средней России собирали и публиковали М. А. Стахович (1855) и Н. А. Римский-Корсаков[4]. Северные песни, записанные М. А. Балакиревым, опубликованы им в 1866 г.
вот.
Объяснение:
исторические песни (ста́рины) — характерные для русского фольклора песни, повествующие о реальном или вымышленном историческом лице или событии[1]. Записано не менее 600 сюжетов исторических песен (как эпических, так и лиро-эпических), многие из которых восходят к XVI—XVIII вв.[2]
Наиболее ранние песни сохранили воспоминания о борьбе с татарами («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич») и древние ладовые особенности[2]. Значительные массивы исторических песен посвящены борьбе Ивана Грозного с врагами, событиям Смутного времени, восстанию Степана Разина, войнам петровского времени[3].
Для исторических песен характерно построение в виде монолога или диалога. Значительная их часть написана акцентным стихом (как правило, двухударным). Сказители на севере России исполняли их в манере былин, в средней полосе — хором «в смешанном аккордово-полифоническом складе»[2]. Со времени Петра I исторические песни получили распространение в солдатской среде, где исполнялись на ритм маршей духовых оркестров и виватных кантов.
Большим разнообразием отличаются исторические песни в казачьем фольклоре. Ритм марша характерен для славильных и других походных песен, которые исполняются мужчинами. В домашнем кругу, с участием женщин и использованием сложных подголосков исполняются «беседные» песни — форма, переходная от песен исторических к протяжным. Сатирические песни на исторические сюжеты близки скоморошинам.
Первая публикация исторических песен с напевами — издание сборника Кирши Данилова, осуществлённое в 1818 году К. Калайдовичем. Под исторические песни стилизованы некоторые из «дум» декабриста К. Рылеева. Песни средней России собирали и публиковали М. А. Стахович (1855) и Н. А. Римский-Корсаков[4]. Северные песни, записанные М. А. Балакиревым, опубликованы им в 1866 г.