в рассказе «после » л. н. толстого, написанном в 90 е гг. xix в. , изображаются 1840 е гг. писатель тем самым поставил творческую восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. в раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе» . начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» , «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком иваном васильевичем. далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
эта основная часть произведения состоит из двух картин: и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. эпизод и события после изображены с антитезы. противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. например: « прекрасный» - «что неестественно» , «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия» , «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо» , «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что то большое, черное, … это черные люди» , «солдаты в черных мундирах» . последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после : «мне было до такой степени стыдно… вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища» .
важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. в высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, иван васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой вареньки, на которого он недавно на смотрел с восторженным изумлением. но это был петр владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и » , и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. повтором этих деталей л. н. толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
эта искренность полковника, видимо, и в тупик ивана васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается иван васильевич. юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов.
талант л. н. толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.
в рассказе «после » л. н. толстого, написанном в 90 е гг. xix в. , изображаются 1840 е гг. писатель тем самым поставил творческую восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. в раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе» . начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» , «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком иваном васильевичем. далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
эта основная часть произведения состоит из двух картин: и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. эпизод и события после изображены с антитезы. противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. например: « прекрасный» - «что неестественно» , «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия» , «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо» , «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что то большое, черное, … это черные люди» , «солдаты в черных мундирах» . последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после : «мне было до такой степени стыдно… вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища» .
важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. в высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, иван васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой вареньки, на которого он недавно на смотрел с восторженным изумлением. но это был петр владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и » , и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. повтором этих деталей л. н. толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
эта искренность полковника, видимо, и в тупик ивана васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается иван васильевич. юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов.
талант л. н. толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.