Расскажите о герое по следующему примерному плану:
а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товари-
щами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризует его отношения с учительницей НАДО БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН
Література — дивна річ. Іноді сучасникам поета чи письменника здається, що поряд з ними — геній. Вони зачитуються його творами, а минає час — і майже ніхто вже не може згадати, що то за автор такий був. А іноді сучасники не розуміють, не можуть оцінити усю велич митця, поряд з яким їм випало щастя жити. Помирає митець у бідності, невизнаним… А наступні покоління відкривають і відкривають для себе його твори, визнають його талант.
Є безсмертні творці, чиєю творчістю пишається людство. Існують безсмертні вірші, романи, новели, у яких кожне нове покоління читачів відкриває все нові глибини. Існують так звані «вічні образи» в літературі. І якби могли зустрітися люди різних століть і заговорити про літературу чи просто про життя, то імена Дон Кіхота, Гамлета, Ромео та Джульєтти, Робінзона об’єднали б співрозмовників.
У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать человек, потерявший их, как это произошло с Мцыри — главным героем одноименной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Мцыри» — одна из самых замечательных поэм Лермонтова. Лермонтов хотел написать поэму от имени молодого монаха, с детства жившего в монастыре и ничего, кроме священных книг, не читавшего, человека со страстной душой, тяготящегося своим положением невольника. Мцыри принадлежит к типу лермонтовских героев-борцов, восстающих против насилия над личностью.
В основе поэмы — реальная история: на Кавказе Лермонтов встретил монаха-горца, который поведал ему историю своей жизни. Оказалось, что ребенком он попал в плен и его отдали в один из грузинских монастырей. Юный горец пробовал бежать, а потом долго болел.
Слово «мцыри» в переводе с грузинского языка означает «послушник» и «чужеземец». Таким абсолютным чужеземцем в мире и является герой. Вырванный силой обстоятельств из родной почвы, он теряет свое место в мире. Все вокруг Мцыри — не только природа, но и человек — живет глубокой, одновременно динамичной и умиротворенной жизнью. Все, стремясь к небесам, коренится в земле: «волшебные» и «странные голоса»
... шептались по кустам.
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут...
Заветная мечта героя — возвратиться в родной дом, к родителям. С надеждой попасть на родину Мцыри бежит из монастыря, который считал своей тюрьмой. Юноша вдыхал воздух свободы, который лечил его пораженную неволей грудь, видел радостные поля, веселые холмы и величественный снежный Кавказ. Пелена забвения упала с глаз Мцыри, он вспомнил обычаи предков, отца, сестер — и его душа наполнилась силой:
... О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
В монастыре душа Мцыри была обречена на покорность и раздвоенность, забвение и печаль. Иметь такой могущественный дух — и постоянно его укрощать, мечтать о воле — и жить в заточении, не узнать богатства чувств, которые украшают жизнь, — это для Мцыри было страшнее смерти. На воле юный горец почувствовал подъем всех душевных сил, наслаждение от величия и красоты природы, решимость пережить все на пути к цели (опасность, голод, поединок с барсом). Душа Мцыри впервые наполнилась настоящими человеческими чувствами: жаждой борьбы, любовью, надеждой, а потом отчаянием, тоской.
Душа Мцыри стремилась к борьбе, многообразию чувств, человеческому счастью. Жизнь в монастыре после трех дней воли кажется юноше духовной смертью: впереди — только печаль и жалость монастырских прислужников. Для гордой души это нестерпимо, но в его душе нет раскаяния» Надежда вернуться на родину неосуществима, и Мцыри просит перед смертью вынести его в сад: это его последняя надежда увидеть родной Кавказ, услышать в последний раз хотя бы отдаленный звук, который доносится из родного края.
Мцыри стремится на родину, то есть к самому себе, к первоосновам своего бытия, к той почве, из которой он поднялся и от которой был насильственно оторван. Бегство героя — это его ответ на непреодолимый зов родных мест. Его душа сливается с природой, которая постепенно превращается из родственной, братской во враждебную человеку грозную силу.
Родина, на которую стремится Мцыри, приобретает у Лермонтова символическое значение — это воплощение абсолютной свободы. Природа становится символом этого мира. Но вне этого мира находятся «рай и вечность», которые герой готов променять на «несколько минут» жизни на родине.
Судьба Мцыри — героическое, мощное, но трагически неосуществимое стремление к активной жизни, желание обрести покой в той полной опасностей жизни, от которой его оторвал жестокий рок.