Хлестаков – это человек-пустота, человек, могущий играть любые роли и заменить на любом месте самоё себя. внутренняя трусоватость заставляет его храбриться и выставлять претензии, а лесть вызывает в нём поток хвастовства и колоссальную игру воображения, где собственная значимость принимает чудовищные размеры, не сопоставимые ни с чем. хлестаков охотно принимает всяческие «ухаживания» – взятки, приёмы, смиренные мольбы о покровительстве, благосклонность нежных глупышек-, – утверждая, что любит правдивость в речах просящего: «я сам тоже — я не люблю людей двуличных. мне нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность». эти слова звучат в адрес городничего, когда тот подобострастно предлагает комнату в своём жилище. заметим, что уважение и преданность требуется напуганным должником хлестаковым, ещё не ревизором – до вживания в роль. хлестаков – незлое пустейшее создание, однако с претензией на почтение, кареты и хорошеньких дворянских дочек.хлестаковщина, то есть пустое прожигание жизни, непреднамеренное враньё вселенских масштабов, ничтожное лицедейство, призрачность человеческой фигуры, в которой отсутствие содержания кажется чуть ли ни инфернальным – проявляет себя наиболее ярко в момент претворения хлестаковым роли ревизора.
1.это провинциал без образования, получивший чин
на кавказе без экзамена, службе.
заветная цель ковалева - выгодно жениться и стать
высокопоставленным чиновником.
он метит в вице-губернаторы и мечтает о
выгодной женитьбе: " когда за невестой случится
двести тысяч капиталу".
но пока ковалев страдает из-за того, что не
может приударить за .
он отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения
по службе. за этим ковалёв и приехал в петербкрг.
а пока, чтобы придать себе больше веса и
значительности, он везде именует себя не коллежским
асессором, а майором, зная о преимуществе военных
званий над гражданскими.
2.гоголь недаром сделал местом действия повести
петербург. по его мнению, только в петербурге за
чином не видят самого человека.
гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался
чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря
на очевидность его "нечеловеческой" природы,
ведут себя с ним как с нормальным человеком,
соответственно его статусу.
5.по петербургу быстро разлетаются слухи о том,
что
нос асессора видели в разных частях города.
интересно, что героев сложившаяся ситуация отнюдь
не удивляет, они привыкли все мерить рамками чина
и ни на что, кроме чина, не реагируют.
в мире, где чин правит , все может быть.
6.ковалёв отправляется в газету, чтобы дать
объявление о пропаже носа, но там ему отказывают,
опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт
ущерб репутации издания.
ковалёв бросается к частному приставу, но тот,
будучи не в духе лишь заявляет, что приличному человеку
носа не оторвут, если он не таскается чёрт знает где.
ковалев решает, что в случившемся виновата
штаб-офицерша подточина, которая хотела женить
героя на своей дочери. по мнению асессора, она
"наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб".
ковалев пишет подточиной письмо с угрозой, но,
получив ответ, понимает, что она не имеет никакого
отношения к пропаже носа.
7.все мечты майора рассыпаются в прах после
исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо
и репутация.
в это время нос поднимается по карьерной лестнице
выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.
лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается
на лице своего владельца, так же необъяснимо,
как исчез.
и жизнь ковалёва возвращается в своё нормальное русло.
8.последнее появление носа в повести – и он опять
маленький.
квартальный приносит его завернутым в бумажку.
гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до
человеческих размеров, неважно и почему он опять
уменьшился.
центральным моментом повести является как раз тот
период, когда нос воспринимался как нормальный человек.
в городе, где мундир, чин заменил человека, это совершенно
нормально и естественно.
если у жителей петербурга нет лиц (вспомним "шинель"),
а есть только чины и мундиры, то почему бы носу и
впрямь не делать визитов, не служить по ученой части,
не молиться в казанском соборе.
и нелепость, несуразность сложившейся ситуации -
это подчеркивает писатель-не в том, что нос носит
мундир или ездит в карете, а в том, что чин стал
важнее человека. человека вообще в этом мире нет,
он исчез, растворился в иерархии чинов.
в мире, где чин правит можно публиковать объявления
о продаже коляски и продаже кучера, девки девятнадцати лет
и прочных дрожек без одной рессоры. можно жить в городе,
где ходят бакенбарды, усы ("невский проспект").
а автор, нагнетая подобные нелепости, пытаясь преподнести
как"всамделишнюю",словно стремится доказать:
в этом мире исчезновение носа событие не более
фантастичное, чем, объявление о пуделе черной шерсти,
который оказался казначеем какого-то заведения.
таким образом, в "носе" доведено до абсурда то,
что было в самой жизни.