Анализ стихотворения а. а. фета «учись у них – у дуба, у » . любовь и природа – любимые темы а. фета. неброская красота природы, отраженная в его поэзии, своеобразна. фет замечает неуловимые ее переходные состояния : как художник – пейзажист он рисует словами, находя все новые и новые оттенки и звуки. такой представлена вся романтическая поэтика писателя, сформированная в 50-х годах. это целый цикл : «весна» , «лето» , «осень» , «снега» , «гадания» , «вчера и ночи» , «море» . для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. ярким примером является лирическое произведение «учись у них – у дубы, у березы» . конечно, здесь перед нами развернута метафора. философско–психологический подтекст стихотворения очевиден. дуб – символ стойкости, крепости, силы. береза – символ жизнеспособности, противостояния , гибкости, жизнелюбия. опорными словами являются зима – невзгоды, весна – полнокровная, свободная жизнь. речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. в этом ему побудительные предложения в первой строфе стихотворения. вероятно, он видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни. как в природе наступает весна, «теплом и жизнию дыша» , воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней» , его «скорбящая душа переболит для новых откровений» . фет уверен, что природа может решить загадки тайны человеческого бытия. через природу он постигает тончайшую психологическую правду о человеке. кругом зима. жестокая пора! … все злей метель и с каждою минутой, сердито рвет последние листы, и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты! природа – мудрый советчик, лучший наставник человека. она – прекрасное живое существо, которое живет по тем же законам, что и человек. это стихотворение овеяно верой в то, что человек способен стойко переносить трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений» . автор видит в природе спасение души человеческой, призывает черпать силы у могущественного источника. конечно, в каждом есть свой особый мир, но если он откроется, то станет еще прекрасней и сильней, потому что будет составлять единое целое с природой. в этом и есть счастье. если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. своеобразие лирики фета также заключается в стремлении выразить сложность душевной жизни человека и сознание невозможности выразить ее с обычных художественных средств. стихотворение дышит движением, а ни одного слова непосредственно выражающего движение в нем нет. в большей степени - тем, что два разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней вся сила стихотворения. художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т. е. «напевным стилем» . поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую. при этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. в нем чувствуется авторское присутствие : «напрасные на них застыли слезы» , «скорбящая душа» . фет воспринимается поэтом – символистом, который как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту.
Повесть "тарас бульба" - одно из самых совершенных творений н. в. гоголя. оно стоило писателю огромного труда. в повести гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. главные события происходят в запорожской сечи, в царстве свободы и равенства. это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны. в повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. замечателен образ главного героя повести -тараса бульбы. суровый и непреклонный тарас бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. он не был создан для семейного очага. его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в сечь, к казакам. здесь его подлинная стихия. гоголь пишет о нем: "весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава". человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению гоголя: "точно необыкновенное явление силы". тарас бульба - это мудрый и опытный вожак казацкого войска. его "отличали" "умение двигать войском и сильная ненависть к врагам". вместе с тем тарас не противопоставлен окружающей среде. он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них. образ тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. в нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа. вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: "знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ ". вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью. служению товариществу, отчизне он отдавал всего себя безраздельно. ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам сечи, он беспощаден к изменникам и трусам. сколько отваги в поведении тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать остапа! потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном.