В романсе "Островок" - спокойные, смиренные, безмятежные, невозмутимые, даже философские интонации. Композитор использовал достаточно тихую динамику, средний регистр, медленный темп. Сопровождение выступает в роли гармонической поддержки, дополняет образ спокойствия и умиротворения.
А в романсе "Весенние воды" - наоборот, интонации импульсивные, возбужденные; музыка эта полна жизненной энергии. Динамика - от средней до громкой, использовались все регистры, оживленный темп. Всеми элементами музыкального языка композитор передал пробуждение природы. С виртуозных пассажей в фортепианной партии, Рахманинов воссоздал полноценное изображение весны, оживления животных.
Таким образом, романсы "Островок" и "Весенние воды" - два противоположных образа - образ умиротворения, и образ пробуждения.
окката (итал. toccata). С конца 16 в. это название относится к сочинениям для клавишных инструментов, написанным в свободной импровизационной манере. Слово toccata означает «прикосновение», «удар», в данном случае короткий удар по клавишам, в отличие от sonata, т.е. протяжного «звучания» струнных или духовых инструментов. Кроме того, происхождение термина «токката» указывает на еще более раннюю эпоху, когда этим словом именовался ритм, отбиваемый военным барабаном, либо фанфары медных духовых (например, токката из оперы Орфей Монтеверди). Токкаты для клавишных в 16 в. (Андреа и Джованни Габриели, Луззаско Луззачьи) использовали типично клавирную технику и превратились в виртуозные произведения, где импровизационные пассажи чередовались с торжественными хоральными звучаниями. В некоторых токкатах (особенно у Клаудио Перуло и Дж.Фрескобальди) встречаются полифонические разделы. Токката использовалась и как вступление к ричеркару или фуге. Токкаты нового времени (Шуман, Дебюсси, Равель, Прокофьев) представляют собой фортепианные пьесы, в жанровом отношении близкие к концертному этюду.
А в романсе "Весенние воды" - наоборот, интонации импульсивные, возбужденные; музыка эта полна жизненной энергии. Динамика - от средней до громкой, использовались все регистры, оживленный темп. Всеми элементами музыкального языка композитор передал пробуждение природы. С виртуозных пассажей в фортепианной партии, Рахманинов воссоздал полноценное изображение весны, оживления животных.
Таким образом, романсы "Островок" и "Весенние воды" - два противоположных образа - образ умиротворения, и образ пробуждения.
окката (итал. toccata). С конца 16 в. это название относится к сочинениям для клавишных инструментов, написанным в свободной импровизационной манере. Слово toccata означает «прикосновение», «удар», в данном случае короткий удар по клавишам, в отличие от sonata, т.е. протяжного «звучания» струнных или духовых инструментов. Кроме того, происхождение термина «токката» указывает на еще более раннюю эпоху, когда этим словом именовался ритм, отбиваемый военным барабаном, либо фанфары медных духовых (например, токката из оперы Орфей Монтеверди). Токкаты для клавишных в 16 в. (Андреа и Джованни Габриели, Луззаско Луззачьи) использовали типично клавирную технику и превратились в виртуозные произведения, где импровизационные пассажи чередовались с торжественными хоральными звучаниями. В некоторых токкатах (особенно у Клаудио Перуло и Дж.Фрескобальди) встречаются полифонические разделы. Токката использовалась и как вступление к ричеркару или фуге. Токкаты нового времени (Шуман, Дебюсси, Равель, Прокофьев) представляют собой фортепианные пьесы, в жанровом отношении близкие к концертному этюду.