Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или слушать, следя за сменой чувств, настроений: стремительность и сила всё время сменяются трепетной нежностью. Первая, порывистая тема проходит несколько раз. При повторениях она звучит ещё более настойчиво, сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется перед средней частью пьесы.
Романс «Горные вершины» на текст Гёте в переводе Лермонтова — один из образцов тонкой и поэтичной пейзажной лирики. Чудесно переданы настроение тихой, просветленной печали и ощущение глубокого покоя.- Хотя в тексте последней строфы упоминается смерть, в музыке спокойно-созерцательное настроение ничем не нарушается. Не прибегая к звукоизобрази-тельным средствам, Варламов создал романтический пейзаж, как бы написанный акварельными красками. И вновь поражаешься той простоте средств, при которой композитор умеет добиваться большой выразительности. При всей извилистости очертаний мелодия спокойна, плавна, с характерными для Варламова задержаниями. Гармония очень проста (чередование тоники и доминанты иногда на одном и том же басу, с непродолжительным отклонением в субдоминанту). Однообразный ритм придает романсу сходство с колыбельной.
Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или слушать, следя за сменой чувств, настроений: стремительность и сила всё время сменяются трепетной нежностью. Первая, порывистая тема проходит несколько раз. При повторениях она звучит ещё более настойчиво, сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется перед средней частью пьесы.
Романс «Горные вершины» на текст Гёте в переводе Лермонтова — один из образцов тонкой и поэтичной пейзажной лирики. Чудесно переданы настроение тихой, просветленной печали и ощущение глубокого покоя.- Хотя в тексте последней строфы упоминается смерть, в музыке спокойно-созерцательное настроение ничем не нарушается. Не прибегая к звукоизобрази-тельным средствам, Варламов создал романтический пейзаж, как бы написанный акварельными красками. И вновь поражаешься той простоте средств, при которой композитор умеет добиваться большой выразительности. При всей извилистости очертаний мелодия спокойна, плавна, с характерными для Варламова задержаниями. Гармония очень проста (чередование тоники и доминанты иногда на одном и том же басу, с непродолжительным отклонением в субдоминанту). Однообразный ритм придает романсу сходство с колыбельной.