Задание по музике. 1. Сколько частей в Симфонии № 8 («Неоконченной») Ф. Шуберта?
2. Кто дал название Симфонии № 8 Ф. Шуберта «Неоконченная»?
А) Автор
Б) Первый исполнитель
В) Слушатели
3. В каких симфониях встречается тема судьбы?
А) В. А. Моцарт Симфония № 40
Б) Л. ван Бетховен Симфония № 5
В) П. И. Чайковский Симфония № 5
Г) С. С. Прокофьев Симфония № 1 «Классическая»
4. Исполнялась ли Симфония № 8 Ф. Шуберта при жизни композитора?
5. Сколько симфоний сочинил П. И. Чайковский?
6. Как назвал свою Симфонию №1 С. Прокофьев?
7. В каком жанре В. Гаврилин создал «Перезвоны», написанные по мотивам литературных произведений В. Шукшина?
А) Симфония
Б) Кантата
В) Хоровая симфония-действо
8. Для какого солирующего инструмента написано произведение В. Кикты « Фрески Софии Киевской»?
9. Найдите и выберите жанр произведения В. Кикты «Фрески Софии Киевской»:
А) Симфония-концерт
Б) Симфония-сюита
В) Симфония-фантазия
Г) Симфония-действо
Д) Симфония-кантата
10. Расставьте стили музыки по мере их появления в музыкальной культуре:
А) Романтизм
Б) Импрессионизм
В) Классицизм
Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: , элегия и романс в танцевальных ритмах.
В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.
В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.
Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин
Слова Аполлона Майкова
Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.