Прочитайте текст и выполните упражнения 1–10.
Как известно, детское любопытство неистощимо и находит себе обильную пищу даже там, где, кажется, уж решительно ничего нельзя найти. (2) Например, какой интерес может представлять собой пустырь, поросший бурьяном и крапивой? (3) Даже неприхотливые городские козлы не считали нужным сюда заглядывать, а между тем мы, школяры, не находили себе места лучше и, как воробьи, обыскали каждый уголок. (4) Лучше этого пустыря для нас ничего не было, особенно осенью, когда выпадал первый снежок. (5) Это был чудесный, единственный уголок…
Cамым лучшим временем для нашего пустыря была крепкая осень, когда земля промерзала и начинал выпадать первый снежок. (7) Все летние игры кончались, и приходилось мириться с тем, что могла дать осень. (8) Только дети умеют использовать всякую мелочь: тряпки, палки, камушки и т. д. (9) Всё это оказывается нужным, и всё идёт в дело. (10) А тут в наше распоря-жение попал целый пустырь… (11) Как теперь вижу, как ранним осенним утром, когда ещё хо-рошенько не рассвело, мы по пути в школу, как воробьи, забирались на наш пустырь с самыми коварными целями. (12) Надо было поставить клетки-западни, раскинуть тайники (сетки для ловли птиц) и везде рассыпать притраву из конопляного семени и разных крошек. (13) Бедным маленьким птичкам, остававшимся на зиму, приходилось добывать свою пищу с большим тру-дом, и они попадались в наши ловушки. (14) Серые чечётки с красными хохолками, желтогру-дые кузнечики, розовые жуланы (снегири), пёстренькие зяблики – все одинаково страдали от нашего хищничества и за корм платили неволей. (15) В праздники мы по целым часам терпели-во высиживали где-нибудь в бурьяне, чтобы подкараулить момент, когда нужно дернуть верё-вочку тайника. (16) Хитро устроенная сетка захлопывалась, и несчастная жертва нашей ребя-
чьей жестокости попадала в клетку.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
1. Из предложения 16 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
2. Замените словосочетание детское любопытство в предложении 1, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получив-шееся словосочетание.
3.Найдите предложения с обособленными определениями. Запишите номера этих пред-ложений.
4. Найдите предложения с вводным (-ми) словом (-ами) . Запишите номера этих предло-жений.
5.Среди предложений 6–16 найдите односоставное безличное предложение. За-пишите номер этого предложения.
6. Найдите сложносочинённые предложения. Запишите их номера.
7.Найдите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным места. Запишите его номер.
8.Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
9.Найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением прида-точных. Запишите номера этих предложений.
10.Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Запишите его и выполните синтаксический разбор.
–– Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
–– И непоседа, – добавил отец.
–– А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам подчёркнутые слова? Что они обозначают (качества людей мужского и женского пола)? А теперь попробуем подставить в этот полилог имена собственные, или местоимения, или имена прилагательные:
–– Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
–– И страшная непоседа, – добавил отец.
–– А, по–моему, она – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
–– Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
–– И жуткий непоседа, – добавил отец.
–– А, по–моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.