Упражнение 4. Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.
1) Мы должны учиться, чтобы ... .
2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .
3) Надо так выполнить работу, чтобы
4) Нужно так относиться к людям, чтобы ... .
5) Для того чтобы ..., пиши аккуратно и разборчиво.
6) Надо научиться так распределять время, чтобы
Упражнение 6.
Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие — только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач)
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Красивый - КРАСИВЕЕ, КРАСИВЕЙШИЙ, приятный - ПРИЯТНЕЕ, ПРИЯТНЕЙШИЙ, счастливый - СЧАСТЛИВЕЕ, СЧАСТЛИВЕЙШИЙ,
спокойный - СПОКОЙНЕЕ, СПОКОЙНЕЙШИЙ,
удобный - УДОБНЕЕ, УДОБНЕЙШИЙ, ужасный - УЖАСНЕЕ, УЖАСНЕЙШИЙ,
прЕкрасный - ПРЕКРАСНЕЕ, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ,
прИлежный ПРИЛЕЖНЕЕ, САМЫЙ ПРИЛЕЖНЫЙ,
прИчудливый - ПРИЧУДЛИВЕЕ, САМЫЙ ПРИЧУДЛИВЫЙ,
прИвлекательный - ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ, САМЫЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, прЕзрительный - ПРЕЗРИТЕЛЬНЕЕ, САМЫЙ ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЙ,
старый - СТАРЕЕ, СТАРЕЙШИЙ,
искусный - ИСКУСНЫЙ, ИСКУСНЕЙШИЙ,
свОбодный - СВОБОДНЕЕ, СВОБОДНЕЙШИЙ.
Дорогой - ДОРОЖЕ, САМЫЙ ДОРОГОЙ, сухой - СУШЕ, САМЫЙ СУХОЙ, твёрдый - ТВЕРЖЕ, САМЫЙ ТВЕРДЫЙ, богатый - БОГАЧЕ, БОГАТЕЙШИЙ, крутой - КРУЧЕ, САМЫЙ КРУТОЙ,
густой - ГУЩЕ, САМЫЙ ГУСТОЙ, простой - ПРОЩЕ, САМЫЙ ПРОСТОЙ, толстый - ТОЛЩЕ, САМЫЙ ТОЛСТЫЙ, чистый - ЧИЩЕ, ЧИСТЕЙШИЙ, громкий - ГРОМЧЕ, САМЫЙ ГРОМКИЙ,
мелкий - МЕЛЬЧЕ, САМЫЙ МЕЛКИЙ, горький - ГОРШЕ, ГОРЬЧАЙШИЙ, сладкий - СЛАЩЕ, СЛАДЧАЙШИЙ, мягкий - МЯГШЕ, САМЫЙ МЯГКИЙ, лёгкий - ЛЕГЧЕ, ЛЕГЧАЙШИЙ.
Долгий - ДОЛЬШЕ, САМЫЙ ДОЛГИЙ, ранний - РАНЬШЕ, САМЫЙ РАННИЙ, старый - СТАРЕЕ, СТАРЕЙШИЙ, тонкий - ТОНЬШЕ, НАИТОНЧАЙШИЙ, далёкий - ДАЛЬШЕ, ДАЛЬНЕЙШИЙ,
горький - ГОРШЕ, ГОРЬЧАЙШИЙ.
Объяснение: